22 июня 1941 года, когда гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз, в пединституте состоялся митинг. В актовом зале собралось до 600 человек. Выступления взволнованные, предельно короткие. "Товарищи, партбюро! Прошу отправить меня на фронт!" - эти слова комсомолки Латышевой с пониманием встретили участники митинга.
С рассветом 23 июня в горвоенкомат начали поступать заявления благовещенцев, и юных, и пожилых, с просьбой послать их на фронт. Студент пединститута, воентехник запаса И.Я. Дудак писал: "Прошу отправить меня в ряды действующих частей Красной Армии, сейчас там нужны военные специалисты".
27 июля "Амурская правда" опубликовала коллективное заявление девушек-студенток института: "Обнаглевшие кровавые фашисты нарушили границы нашей цветущей Родины. Мы, студентки педагогического института, просим горвоенкомат зачислить нас в ряды бойцов, идущих на фронт защищать любимое Отечество". Подписали: Анна Хмельницкая, Вера Кульменец, Зоя Меркулова, Октябрина Леонтьева, Мария Бурашникова, Нина Остапенко, Елизавета Романова.
Об обстановке в институте в связи с начавшейся войной хорошо сказано в воспоминаниях Г.П. Иванова, все годы войны работавшего в институте: "В эти дни и месяцы, мы чувствовали, что фронт, по существу, рядом с нами: на противоположном берегу Амура мы видели японских солдат и знали, что Япония как союзник фашистской Германии, может в любую минуту начать войну с нами. Поздно вечером или ночью мы ходили на строительство укреплений на берегу Амура, в качестве народных ополченцев проходили военную подготовку, много времени уделяли овладению стрелковым оружием. Наш институтский тир всегда был занят. Рьяно занимались такой подготовкой не только мужчины, но и женщины".
В годы войны во главе института, факультетов и кафедр были опытные руководители, ответственные и добросовестные в работе.
Возглавлял коллектив института в первые годы войны Иосиф Никитович Нарушевич. Это был зрелый и опытный руководитель, прошедший большую жизненную школу. Родился он в 1899 г., служил в Красной Армии, вел там политическую работу, в 1926 - 1928 годах закончил Московскую академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, работал преподавателем в совпартшколах, в историко-архивном институте в Москве, там же заведовал кафедрой истории. В 1930 - 1933 гг. учился в Институте красной профессуры, затем работал в Амурском обкоме партии и в декабре 1937 г. Дальневосточный краевой комитет партии его направил директором Благовещенского пединститута. В 1943 г. по личной просьбе (для переключения на научную работу) был освобожден с поста директора института, возглавил кафедру истории и в 1945 г. поступил в аспирантуру при Высшей Партийной школе в Москве. В 1947 г. успешно защитил диссертацию, был рекомендован в Академию общественных наук при ЦК партии.
Военные условия потребовали большой перестройки всей учебно-воспитательной работы института: был осуществлен переход на трехлетний курс обучения, произведен досрочный выпуск студентов 4-го курса, перестроена научно-исследовательская работа с целью установления более тесной связи с нуждами и потребностями военного времени, организованы курсы по подготовке медсестер и сельскохозяйственных кадров разных специальностей. Одной из главных задач явилось развертывание военно-оборонной работы среди сотрудников и студентов. Большое внимание было уделено агитационной деятельности, разъяснению священных обязанностей каждого советского человека в борьбе со злейшим врагом - фашистскими захватчиками.
На 1941/42 учебный год институт имел следующую структуру:
- по пединституту работали три факультета: физико-математический, языка и литературы, естествознания;
- по учительскому институту - 4 факультета: физико-математический, языка и литературы, естествознания, истории.
Условия военного времени требовали быстрой подготовки учительских кадров, поэтому в институте были перестроены учебные планы и программы. Учебные планы 1-3-х курсов были составлены в соответствии с учебными планами пединститутов с трехлетним сроком обучения. Четвертые курсы работали по учебным планам досрочного выпуска. Данные учебные планы были чрезвычайно перегружены по количеству часов и изучаемых дисциплин. В институте был установлен более напряженный ритм работы: сократились сроки каникул и длительность экзаменационных сессий, увеличилась недельная нагрузка студентов. В программы ряда предметов были введены элементы знаний, необходимых для военных целей, усилилась идейно-воспитательная работа. Студенты совмещали учебу с работой в школе и на производстве.
Количество учебных недель и дней сокращалось по сравнению с прежними годами, так как учебный год начинался с 1 октября, а на первых курсах с 16 октября в связи с трудовым семестром. Учебный день в институте продолжался 7 часов. Кроме этого, три раза в неделю в вечерние часы проводились занятия различных курсов по медицинской подготовке и сельскохозяйственной практике. Таким образом, три дня в неделю у студентов рабочий день был равен 10 часам. Требовалось большое упорство и настойчивость в обучении наукам и приобретении дополнительных специальностей.
В течение учебного года 39 студентов были зачислены в ряды РККА. Ушли на фронт и ряд преподавателей. Многие из них погибли, защищая свободу и независимость нашей Родины, среди них Л.А. Петровский, И.Г. Богданов и другие.
В связи с сокращением преподавательского состава и экономией средств была произведена реорганизация кафедр института: кафедра истории объединилась с кафедрой основ марксизма-ленинизма; иностранные языки были включены в кафедру русского языка; кафедра физики слита с кафедрой математики; составы кафедр зоологии и географии сократились, а руководство их работой было поручено деканату факультетов естествознания и географии.
Преподавание военных дисциплин и физкультуры проходило под контролем деканатов и учебной части. Военная подготовка включала и военно-санитарную подготовку, и МПВО.
С первых дней войны в институте была хорошо организованы военно-оборонная работа и оказание помощи фронту. Большая часть студентов и преподавателей посещали занятия по военному всеобучу, к занятиям относились с большой ответственностью, посещаемость была высокой, зачеты сдавали на "хорошо" и "отлично". Ряд преподавателей работал в командном составе и в политсовете по военному всеобучу. В институте действовали курсы медицинских сестер, на них обучалось 47 девушек, занятия проходили в вечернее время три раза в неделю по 4 часа в день. По окончанию теоретических занятий слушательницы курсов проходили практику в больницах и амбулаториях. Студентки, не занимающиеся на курсах медицинских сестер, проходили военно-санитарную подготовку под руководством врачей.
С декабря 1941 по апрель 1942 года в институте работали курсы по подготовке сельскохозяйственных кадров, на которых преподаватели и студенты изучали специальности помощника комбайнера, тракториста, шофера. Полученные знания находили применение при уборке урожая в колхозах и совхозах области.
С 5 по 15 ноября 1942 года занятия в институте были прекращены в связи с объявленной обкомом партии мобилизацией студентов и преподавателей на спасение урожая. Коллектив института принимал активное участие и в городских воскресниках, оказывал помощь электростанции, мельзаводу, хлебозаводу. Студенты работали в больницах и амбулаториях и других народнохозяйственных объектах.
Широкое патриотическое движение за оказание помощи фронту нашло горячий отклик и поддержку у работников и студентов института. Студенты, преподаватели, служащие активно участвовали в оборонных и сельскохозяйственных работах. Большую помощь оказал педколлектив института подпиской на займы и лотереи, сбором теплых вещей и подарков для фронта. Уже в первый год войны сдали облигаций различных займов на сумму 70 тысяч рублей, денежных начислений в фонд фронта произвели на 31 тысячу, отправили письма и подарки фронту на 4,5 тысячи рублей, собрали немало теплых вещей для бойцов Красной Армии.
Преподаватели решили ежемесячно отчислять в фонд обороны однодневный заработок, собирали средства на строительство эскадрильи самолетов "Хабаровский комсомолец" - в течение первого семестра 1942/43 учебного года было собрано 46 тысяч рублей.
Студенты ежегодно мобилизовались на сельхозработы, частично привлекались для работы в подсобном хозяйстве института, своими силами ремонтировали учебный корпус, общежитие и т.д.
Важнейшими задачами политико-воспитательной работы в годы войны являлись: мобилизация всех сил и средств коллектива на оказание всемерной помощи Красной Армии; усиление внимания и практической готовности коллектива педагогического института к войне на границе Дальнего Востока; активизация всех членов коллектива на преодоление трудностей в учебе и хозяйственно-бытовой жизни института.
Преподаватели особое внимание уделяли патриотическому направлению в преподавании своих дисциплин. Усилилась воспитательная работа со студентами. Программы ряда общеобразовательных курсов были увязаны с задачами текущего момента. Для студентов читались лекции о Великой Отечественной войне, о любви к Родине, о международном положении. Традиционными в годы войны стали институтские "вторники". Здесь делались научные сообщения, читались лекции. Такие мероприятия собирали большую аудиторию: присутствовали студенты, научные работники института, учителя школ и техникумов, интеллигенция города. Люди узнавали правду о войне.
В период Великой Отечественной войны задача обеспечения общеобразовательных школ области учителями становилась одной из острейших общегосударственных проблем, решение которой требовало значительных усилий со стороны советских административных органов, отделов народного образования. Поэтому особое внимание было обращено на подготовку учительских кадров в местных педагогических учебных заведениях, в частности, в Благовещенском педагогическом и учительском институтах. Но, к сожалению, с началом войны стал меньше контингент студентов.
За годы войны выпуск специалистов по пединституту сократился почти вдвое. Особенно наглядным в этом отношении был 1943 год, когда по сравнению с 1941 г. количество выпускников уменьшилось почти в четыре раза, выпуск был произведен только на естественно-географическом факультете учительского института. Отсутствие выпускников в 1943 году объясняется досрочным выпуском студентов в 1942 году.
Острая нехватка учителей в школах области потребовала принятия ряда чрезвычайных мер.
В ноябре 1943 года снова открылся географический факультет, а в 1944 году на базе второго курса учительского института был открыт исторический факультет. В 1943/44 учебном году в институте обучалось 373 студента и работало 45 преподавателей. Расширилась учебно-производственная база, увеличилось число кабинетов, возобновилась работа студенческих научных кружков. Много внимания уделялось формированию личности советского учителя. Коллектив преподавателей института выполнял основную задачу - готовил новое поколение советских учителей, достойных своего народа.
В годы Великой Отечественной войны коллектив преподавателей и студентов института, как и весь советский народ, самоотверженно трудился для приближения светлого дня Победы. Архивные документы хранят приказы по институту с краткой формулировкой: "Отчислить в связи с уходом в РККА". Среди них уходивших в армию - преподаватели С.Х. Секисов, С.Г.Бугрименко, Ф.А. Цвид, И.Г. Богданов, К.А. Хитров, Л.А. Покровский, И.А. Паленко, Ф.С. Климахин и другие.
Ушли в армию десятки студентов: П.Я. Холостов, Т.У. Мухин, Г.А.Малютенко, А.А. Чешев, Б.А. Горкин, В.Г. Китаев, Ф.В. Черепашкин, К.В.Черепорнюк, Г.Н. Теплоухов и многие другие. Не отставали от юношей и девушки: А.Н. Косицина, Е.П. Гусевская, Н.Я. Резникова, Т.Г. Ренва, Е.Л.Жирнова, Е.Я. Попова, М.Г. Суслова и другие уходили добровольцами.
Прошли с боями по фронтовым дорогам через все годы войны и вернулись, удостоенные правительственных наград: С.Г. Бугрименко, А.А.Чешев, Ф.А. Цвид, Ф.С. Климахин, И.А. Паленко и другие. Многие студенты и преподаватели института пали смертью храбрых: И.Г. Богданов, А.А. Абрамов, А.П. Богданов, А.В. Волков, И.Д. Горский, Д.Н. Рябихин, Ф.Ф.Черепашкин и многие другие. Институт помнит их и гордится ими.