В послевоенные годы Благовещенский педагогический институт, как и вся страна, развивался в русле общего курса, определяемого директивами партии и правительства, по ступеням пятилетних планов, отражая зигзаги политических поворотов и реформаторских установок.
Хотя первое послевоенное пятилетие в экономическом и социальном отношении было крайне тяжелым (карточная система, неурожай 1946 г., острая нехватка продовольствия, даже хлеба и т.д.), но миллионы людей возвращались к мирному труду, началось интенсивное восстановление народного хозяйства, и это рождало чувство оптимизма, уверенности в скором улучшении жизни, наблюдался гигантский духовный подъем: народ надеялся на лучшее будущее.
И вместе с тем страна жила в условиях апогея культа личности Сталина, ужесточения тоталитарного режима, жесткого преследования за инакомыслие, за низкопоклонство перед Западом, за космополитизм. Шельмовались сторонники генетики, кибернетики, вейсманизма-морганизма, "безродные космополиты", приверженцы антимарксистского учения языковеда Марра, поклонники западной эстрадной музыки. Ужесточался контроль за умонастроениями населения, особенно молодежи.
В разной степени все это находило отражение и в жизни большого коллектива института.
2 августа 1948 года Амурская область была выделена из Хабаровского края в самостоятельную административно-территориальную единицу Российской Федерации. Теперь Амурский обком партии и областные советские органы напрямую были подчинены центру, что усиливало их полномочия и повышало ответственность за состояние дел в области. Неудивительно, что под бдительным вниманием постоянно был и такой крупный учебно-научный центр, как педагогический институт. С 1948 по 1950-й годы пять раз специально в городском и областном комитетах партии рассматривался вопрос о положении дел в пединституте.
Но в целом в послевоенные годы условия для развития института были более благоприятны, чем в довоенные годы. Уже была создана определенная база: сложился квалифицированный кадровый состав преподавателей, просторный учебный корпус позволял проводить занятия в одну смену. В 1940 году было завершено строительство четырехэтажного общежития, полностью обеспечивавшего потребности в расселении иногородних студентов, часть учебного корпуса и общежития были выделаны для расселения преподавателей. Имелось обширное подсобное хозяйство, обеспечивавшее студенческую столовую недорогими продуктами питания.
В связи с выделением Амурской области из Хабаровского края в её состав были возвращены из Читинской области 5 административно-территориальных районов, что значительно увеличило число школ и соответственно спрос на учителей. Тем более что и переход в стране ко всеобщему семилетнему образованию намного повысил потребность в учителях для семилетних и средних школ. Это уже предопределяло в перспективе увеличение приема в институт
Значительно возрос и контингент преподавателей. Из армии вернулись Ф.А. Цвид, П.Г. Лобанов, С.Г. Бугрименко, Г.Г. Жлобин, М.П. Лащенов, Ф.С.Климахин и др. По направлению Минпроса, после демобилизации из армии, поступили в штат института работавшие прежде в других вузах В.П.Сельвинский, А.С. Коваль, К.Н. Соснин, Н.И. Сопот. Из аспирантуры прибыли А.В. Лосев, В.М. Брысина, Н.К. Шульман, Н.А. Обетковский, И.В.Хидешели, И.П. Батракова, И.П.. Распопов, В.М. Мачинская.
Начали работать в институте В.П. Малышев, И.Я. Дьяков, А.Г. Розин - опытные и талантливые педагоги и ученые. И.Я. Дьяков, В.П. Малышев, К.А.Тимофеев подготовили и успешно защитили докторские диссертации.
Штат преподавателей пополнился и собственными выпускниками, такими как Е.П. Сычевский, В.И. Новиков, В.Ф. Ефремов, Г.В.Коротаев, Л.В.Шабанов, В.М. Ступников, В.В. Белоглазов, Л.А.Ступникова. Успешно прошли аспирантуру и стали кандидатами наук выпускники института Я.С. Бугров, Н.В. Афанасьева (Левицкая), Е.П. Сычевский, А.А. Сидоренко и другие.
Это был золотой фонд кадрового пополнения института, позволивший укрепить состав руководителей кафедр и факультетов, администрации института.
В институте в послевоенные годы произошли существенные изменения в руководстве всех звеньев структуры вуза.
В сентябре 1945 г. приказом по Минпросу новым директором института был назначен И.И. Чистяков.
Иван Петрович Чистяков (1914 г. рождения) закончил Ярославский педагогический институт, работал на Сахалине преподавателем в школе, в педучилище, был директором школы, заведовал Сахалинским облоно, затем городским отделом народного образования города Хабаровска, был заместителем заведующего Хабаровского краевого отдела народного образования. Его деятельность на посту директора Благовещенского пединститута ознаменовалась решением многих вопросов совершенствования профессиональной подготовки учительских кадров. Но в этой должности директора И.П. Чистяков проработал всего два с половиной года. 6 апреля 1948 г. он по рекомендации крайкома партии был возвращен в Хабаровск и назначен заведующим крайоно. Директором Благовещенского пединститута был назначен Л.М. Баранчеев, до этого работавший заместителем директора по учебной и научной работе. К этому времени Л.М. Баранчеев был уже опытным вузовским работником. В институт он прибыл по направлению Наркомпроса еще в декабре 1938 г. Был преподавателем, заведовал кафедрой, работал заместителем директора. Кандидат наук, доцент, Леонид Михайлович Баранчеев был талантливым педагогом, способным исследователем, автором статей и книг о животном мире Приамурья.
Заместителем директора по учебной и научной работе был назначен А.П. Тильба, выпускник института, кандидат наук, доцент, работавший до этого преподавателем, заведующим кафедрой, деканом факультета естествознания. Способный и опытный педагог, он стал умелым организатором.
Помощниками директора по учительскому институту были А.Г.Паленко, с 1950 г. - И.А. Стрелец. В 1956 г. учительский институт был закрыт. Помощниками директора по ОЗО работали Н.С. Григорьев, Б.И.Коломийцев, некоторое время обязанности помощника исполнял В.М.Барковский, а затем, с 1951 г., на эту должность назначили С.Г.Бугрименко.
Произошли замены и в руководстве деканатами. На физмате деканами были - до 1947 г. М.М. Ибрагимов, затем Н.А. Солнцев, с 1947 г. П.Г. Лобанов, С.Г. Бугрименко, В.П. Сельвинский.
Деканами факультета естествознания работали В.С. Виршо, А.П. Тильба и с 1948 г. - Р.С. Аш, деканами факультета языка и литературы - К.А. Тимофеев, А.В. Прокопчик, В.И. Малышев, А.Г. Мякшин и В.П. Норицин.
В сентябре 1945 г. из армии вернулся Н.Н. Гертман и снова стал заместителем директора по АХЧ.
Кафедрой математики стал заведовать Ф.А. Цвид. Кафедру физики снова возглавил Н.А. Долгих, также демобилизовавшийся из армии.
Кафедрой ботаники руководил А.П. Тильба, кафедрой литературы, вместо уехавшего в 1947 г. Смолякова, Н.Е. Тополь. Заведующим кафедрой географий с сентября 1945 г. стал Николай Абрамович Бем, кандидат наук, доцент.
В 1945 г. была образована самостоятельная кафедра иностранных языков. Заведовали ею до 1947 г. - В.В. Вормс-Иванова, с 1947 г. - Г.П. Кук.
Значительную роль в жизни института в послевоенные годы стала играть партийная организация. До 1949 г. секретарем партбюро обычно избирался один из работников института. В 1949 г. была введена оплачиваемая должность секретаря партбюро.
В 1945 - 1947 гг. секретарем был М.В. Алексеев, в 1947-1949 гг. - Анна Степановна Попова, бывшая зам. директора по учительскому институту.
Как и вся страна, институт жил в 1940 - 1953 гг. в обстановке беспредельно раздувавшегося культа личности Сталина, проводившихся массовых идеологических и политических кампаний.
В основе исторического образования студентов было массированное изучение "Краткого курса истории ВКП(б)" и теоретических работ Сталина. Основы марксизма-ленинизма по двухсотчасовой программе изучались на двух первых курсах студентами всех факультетов, а выпускники по этому предмету в обязательном порядке сдавали государственный экзамен.
Все это находилось под постоянным бдительным контролем партийных структур. В конце 1948 - начале 1949 года работа обществоведческих кафедр дважды проверялась комиссией городского комитета партии. Были вскрыты существенные упущения в постановке изучения исторических дисциплин и сделаны серьезные предупреждения руководству института, а заведующие кафедр истории СССР Н.Н. Соколова и всеобщей истории В.А. Ваяхин получили партийные взыскания. Вскоре после этого они уволились и уехали из города.
Осенью 1949 г. изучением состояния политико-массовой и партийно-политической работы в институте занималась специальная комиссия Амурского обкома ВКП(б), были выявлены еще более серьезные недостатки: в читальном зале, в кабинете истории, в библиотеке обнаружилась устаревшая литература, журналы со статьями разоблаченных "врагов народа" и т.д.
6 октября 1949 г. на заседании бюро обкома ВКП(б) специально рассматривался вопрос "О фактах притупления политической бдительности, вскрытых в Благовещенском педагогическом и учительском институте им. М.И.Калинина". Было отмечено, что "вследствие притупления политической бдительности руководящих работников института и, прежде всего, директора института Л.М. Баранчеева и секретаря партбюро А.С Поповой, а также в результате проявленной бесконтрольности со стороны Благовещенского горкома партии и отдела пропаганды обкома ВКП(б), в кабинете истории до последнего времени в библиографических списках литературы, рекомендуемой студентам для дополнительного изучения, значились статьи врагов народа, опубликованные в старых газетах и журналах, а библиотека института оказалась засорена идеологически чуждой литературой".
Директору института Л.М. Баранчееву объявили выговор по партийной линии, секретарю партбюро А.С. Поповой - строгий выговор с занесением в учетную карточку.
В 1954/55 учебном году кафедра иностранных языков была разделена на две самостоятельные кафедры - английского языка и немецкого. Кафедрой английского языка руководили Л.В. Давыдова, Т.Я. Завгороднева и А.А.Кернер.
Заведующими кафедрой немецкого языка были И.М. Гриценко (Альтман) и с 5 октября 1955 г. - П.В. Хидешели, направленный в Благовещенск после окончания аспирантуры в Пятигорском институте иностранных языков.
Кафедру физического воспитания возглавляли Н.М. Сопот, затем, с 1 сентября 1954 г., Н.С. Спиридонова (Ломакина).
В 50-е годы в стране, в соответствии с установками XIX съезда КПСС о переходе к всеобщему политехническому образованию, началась перестройка учебных планов и программ с учетом требований политехнического и трудового обучения, рассчитанного на подготовку молодежи не только к поступлению в вузы, но и к работе в различных отраслях народного хозяйства.
С 1955/56 учебного года средние школы страны начали переход к работе по новым учебным планам. В новую структуру обучения были включены уроки труда, практическая работа в мастерских и на учебно-опытных участках. Вводились практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству.
Все это повлияло и на работу педагогических высших учебных заведений. Началась перестройка учебного процесса и в Благовещенском педагогическом институте.
С 1956/57 учебного года в институте был сделан переход на подготовку учителей по широкому профилю учительских специальностей с пятилетним сроком обучения (кроме факультета ФВС).
Так, физико-математический факультет стал готовить учителей по двум специальностям - по физике и по математике. На естественно-географическом факультете также были определены программы по двум специальностям - география-биология и биология-химия. На истфиле вводилась подготовка по четырем специальностям: истории, русского языка и литературы; русского языка, литературы и истории; английского и немецкого языков; немецкого и английского языков.
Были приняты меры для укрепления деканатов: на физмате деканом был поставлен кандидат наук, талантливый ученый Яков Степанович Бугров, выпускник института, закончивший аспирантуру. В дальнейшем Я.С.Бугров стал доктором наук, автором учебника, удостоенного Государственной премии.
На естгеофаке в течение года деканами были И.А. Паленко, А.А. Румянцева и уже в конце учебного года деканом назначили Федора Семеновича Климахина, выпускника института, фронтовика, опытного педагога и хорошего организатора. Много лет Ф.С. Климахин руководил факультетом, добиваясь хороших результатов.
На истфиле оставался деканом В.П. Норицин.
Бывшее при естгеофаке отделение физической культуры и спорта с 1956/57 учебного года стало самостоятельным факультетом.
Таким образом, в институте во второй половине 50-х годов было четыре факультета, вечернее отделение и ОЗО.
Правда, в 1956/57 году институт покинули по разным причинам хорошие, профессионально подготовленные преподаватели - И.П. Распопов, З.А. Шилина, А.С. Силин М.П. Лащенов, Н.Г. Никольская, П.В. Хидешели, О.Н. Карасева, Г.В. Грачева. Еще раньше, в 1953 г. выбыл по распоряжению министерства доктор наук К.А. Тимофеев. Выбыли также К.М. Кармен, И..М. Виленский, Н.М. Долгих, М.И. Ибрагимов, Г.П. Кук, Г.П. Иванов, А.Г. Мякшин, Н.Г. Полищук, Г.А. Пешехонова, А.Г. Розин, Ю.И. Хайдуков, В.Г. Демин. Это были существенные потери, но институт восполнял свой кадровый состав, причем в значительной степени из своих выпускников: пришли и стали в дальнейшем заметными работниками Е.П. Сычевский (после окончания аспирантуры), Л.В. Шабанов, В.М. Ступников, Л.А. Ступникова, В.М. Барковский, В.Ф. Ефремов, Г.А. Груздев, Н.В. Афанасьева (Левицкая), Т.В. Калугина, В.В. Белоглазов и многие другие.
Институт жил и развивался.
Развертывание политехнического обучения в школах потребовало перестройки учебного процесса в педвузе, особенно подготовки учителей физики, математики, естествознания, географии.
На отделении физики было введено преподавание основ машиноведения, в курсах электротехники и радиотехники увеличены часы практических занятий, обеспечившие глубокое изучение этих дисциплин. Были приобретены для учебных мастерских верстаки, тиски, станки промышленного значения, увеличено число часов на практикум. В курсах математики стало уделяться больше внимания приближенным вычислениям и вопросам применения математики в технике и естествознании. На отделении естествознания изучался курс "Основ сельского хозяйства" и "Основ химической технологии". Увеличилось число часов на летнюю полевую практику.
Параллельно с подготовкой студентов к решению задач трудового и политехнического обучения школьников, кафедра педагогики и психологии включила в учебный процесс задания по изучению особенностей учебно-воспитательной работы в условиях школ-интернатов и групп с продленным днем. Это же делалось преподавателями частных методик.
Вторая половина 50-х - начало 60-х годов - новый этап в организации подготовки учителей в институте. Важнейшим фактором совершенствования этого процесса явилось принятие сессией Верховного Совета СССР 24 декабря 1958 года Закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Этим законом вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, общее политехническое и профессиональное обучение в IХ - XI классах с целью подготовки молодежи к труду в одной из отраслей народного хозяйства или культуры. Кроме того, принятая на XXII съезде КПСС (1961 г.), новая Программа партии, предусматривала введение всеобщего среднего образования в СССР.
Все это определяло основное содержание подготовки учительских кадров в институте - усиление профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса на базе соединения обучения студентов с их общественно полезным трудом в школе.
Перестройка работы включала многие аспекты. Так, были пересмотрены учебные планы и программы в связи с развитием политехнического обучения в средней школе и переходом школ на новые учебные планы. Деятельность кафедр общественных наук и вся идеологическая работа в институте также подверглись перестройке, целью которой было преодоление догматизма, отрыва теории от практики.
Кафедра педагогики и психологии во всей своей деятельности стала проводить идею укрепления связи обучения с жизнью, с трудом, с практикой коммунистического строительства, творческого подхода к решению всех проблем учебно-воспитательной работы, активизации учебной деятельности школьников и студентов, усиления самостоятельности и активности школьных и вузовских коллективов. В 1958/59 учебном году кафедра осуществила ряд мер по улучшению профессиональной подготовки учителей. Были подвергнуты пересмотру содержание и структура программы по педагогике в целях усиления профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса.
Большое внимание уделялось вопросам самостоятельной работы студентов. На заседаниях кафедр, совета института систематически ставились вопросы о формах самостоятельной работы, о высвобождении времени для этой работы. Было признано целесообразным сократить лекционные курсы. На семинарских занятиях все чаще стали отказываться от повторения материала, изложенного в лекциях, делать акцент на работе с первоисточниками. На историко-филологическом факультете увеличился удельный вес практических занятий, следствием чего было усиление внимания к материалу хрестоматии, исторической карте, хронологии.
Широкое распространение получила во второй половине 50-х годов педагогическая практика студентов без отрыва от учебных занятий на I-III курсах и комплексная на IV-V курсах. Одним из главных назначений практики выдвигалось привитие умений и навыков воспитательной работы с учащимися.
Студенты первого курса вели психолого-педагогические наблюдения на уроках в младших классах и в процессе занятий с отстающими учениками, выполняли несложные виды внеклассной работы.
На вторых курсах всех факультетов педпрактика была связана с семинарскими и лабораторными занятиям по возрастной психологии и педагогике. Студенты выполняли обязанности помощников классных руководителей в младших и средних классах.
На третьих курсах физико-математического и естественно-географического факультетов (в дальнейшем также историко-филологического и факультета иностранных языков) студенты выполняли обязанности не только помощников классных руководителей, но и отрядных пионервожатых, руководителей предметных кружков. Для студентов третьих курсов проводился инструктивный семинар по тематике пионерского движения.
Педпрактика на I-III курсах в 50-х годах способствовала подготовке студентов к самостоятельной работе в роли классных руководителей в период комплексной педпрактики на IV курсе. Следует отметить, что студенты вносили заметное оживление во внеклассную работу, претворяя в жизнь Примерную программу воспитательной работы.
Параллельно с педпрактикой в школе студенты второго и отчасти третьего курсов проходили практику в пионерских лагерях в качестве воспитателей, пионервожатых и физруков.
Характерной чертой работы института в послевоенные годы является также усиление внимания к научной работе, ее планированию. Повышение научной квалификации преподавателей выдвигалось ректоратом и партийной организацией института как первейшая задача. Усилились научные контакты преподавателей с профессорско-преподавательским составом центральных вузов, в первую очередь с МГПИ им. В.И. Ленина, с МОПИ им. Н.К. Крупской, с ЛГПИ им. А.И. Герцена, с Иркутским университетом. В результате стало больше преподавателей, работающих над вопросами исследовательского характера. Защитили кандидатские диссертации Р.С. Аш, А П. Тильба, М.П. Лащенов, С.Н. Попов, В.П. Норицын, Вал. В. Соколова, А.В. Прокопчик, Е.Н. Половинчук и др. Доцент Л.М. Баранчеев выпустил книгу "Птицы окрестностей города Благовещенска и левого берега реки Амура". В 1948 году вышел третий том "Ученых записок" института, а в 1949 году опубликована работа Ф.А. Цвида "Счетное расширение линейных полуупорядоченных пространств".
Все большую роль в научной работе преподавателей и студентов начала играть краеведческая тематика - вопросы истории, географии, геологического прошлого Приамурья. Изыскательская работа стала планомерно осуществляться на факультете географии.
В 1951 году в институте было создано научное студенческое общество (НСО). В начале 50-х годов под руководством заведующего кафедрой истории В.П.Малышева студенты стали изучать историю гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке, социалистическое строительство в Приамурье. Лучшие работы студентов, выполненные в 1950/51 учебном году, были отмечены Министерством просвещения РСФСР.
В 1951 году вышел четвертый, а в 1953 - пятый том "Ученых записок" института. В них были напечатаны статьи 3.П. Козловой, Г.Г. Жлобина, Ф.А. Цвида, Л. М. Баранчеева, Ф.С. Климахина, Н.К. Кармена, Ж.Н. Соснина.
В послевоенные годы широкий размах получила художественная самодеятельность. Осенью 1949 года в институте организовался хоровой кружок, который быстро приобрел популярность и перерос в большой академический хор. За короткое время число его участников выросло до 250. Хор с успехом выступал на городских смотрах самодеятельности.
Весной 1952 г. самодеятельный оперный коллектив показал свою первую работу - три сцены из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин". Через год была поставлена опера Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка". Много было необычного в этой постановке. Не было оркестра, его заменял рояль. А главное - на сцене выступали не профессиональные певцы, а участники художественной самодеятельности. Выступали сначала в актовом зале института, а затем в ДОСА и в драмтеатре. Руководителем коллектива был большой энтузиаст, талантливый организатор, тонкий знаток своего дела Н.И. Темников. Его неизменной помощницей была концертмейстер О.В. Хворова. Успешно выступили в опере "Снегурочка" студенты М. Семенец, П. Пекёль, К. Мисевич, Л. Менякина, Р. Солодкова, Г. Аленишкин, Ю. Артищев, Г. Самарин, Л. Евдокимова, Л. Леонова, Е. Андрюшкевич.
Помимо постановки "Снегурочки", за один только год было подготовлено около 40 вокальных номеров классического репертуара, с которыми студенты выступали в учебных заведениях, на избирательных участках, в колхозах. "Создание самодеятельного оперного коллектива - значительное событие в культурной жизни области", - писала "Амурская правда". В 1964 г., после долгого перерыва, оперный коллектив возобновил работу, поставив оперу П.И. Чайковского "Евгений Онегин". Премьера оперы с большим успехом была показана на сцене Амурского драмтеатра.
В 50-е годы в институте была организована студия художественного чтения под руководством преподавателя кафедры литературы Н.И. Вайсман. Удачными были вечера, посвященные Чехову, Тургеневу, Горькому, Крылову, Некрасову, Пушкину. Ежегодно организовывались вечера поэзии, на которых студенты знакомились с новыми стихами советских поэтов.
В эти же годы из числа студентов подготовлено много сильных спортсменов, добившихся высоких результатов. Нормы первого разряда и мастера спорта выполнили лыжники Н.В. Грисько, Н.А. Матвеев, Б.А. Сажнев, гимнасты Л.Ф. Шоколова, В.И. Егорова, легкоатлеты А.С. Капустянская, В.И. Головко и другие. Спортивные команды института неоднократно выходили победителями в городских, областных и зональных соревнованиях по легкой атлетике, гимнастике, волейболу, конькам. На протяжении десяти лет команда института неизменно завоевывала кубок традиционной эстафеты на приз газеты "Амурская правда".