БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ АГРОПЕДИНСТИТУТ

История Благовещенского государственного педагогического университета началась 70 лет назад с создания в 1930 г. агропединститута.

Открытие в Благовещенске педагогического вуза было связано с общим процессом социально-экономических преобразований в СССР, направленных на построение социалистического общества. Эти преобразования потребовали решительного наступления на безграмотность населения; общего подъема культуры народа. Особенно велика была потребность в квалифицированных кадрах.

По плану первой пятилетки с 1930/31 учебного года было введено всеобщее начальное образование, а в городах и крупных рабочих поселках - обязательное семилетнее. Строительство школ и подготовка учительских кадров выдвигались как первоочередная государственная проблема.

На Дальнем Востоке эта проблема была еще более актуальной.

Сложная международная обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе вынуждала советское правительство принимать меры для укрепления обороноспособности Дальнего Востока. Сюда начинается плановое переселение сотен тысяч жителей центральных областей страны, здесь развертывается строительство промышленных предприятий - в первую очередь оборонного значения.

Но на весь огромный регион от Забайкалья до Тихого океана имелся единственный вуз - Дальневосточный университет (ДВУ), выпускавший в год по 200-300 специалистов, в том числе педагогический факультет - около 100 человек. А учительских кадров требовалось во много раз больше.

И решать эту проблему прежде всего должны были местные органы власти.

Весь Дальний Восток с 1926 года был объединен в Дальневосточный край (ДВК), включивший Забайкалье (Читинскую область), Приамурье, Приморье, Сахалин, Камчатку, Колыму и Чукотку. Административным центром ДВК был город Хабаровск. Там были сосредоточены все краевые органы власти и общественных организаций.

Вопросами школ и вузов, подготовкой педагогических кадров ведал краевой отдел народного образования (крайоно).

Как и по всей стране в ДВК уже в 1929 г. было принято решение о введении с 1930/31 учебного года всеобщего начального образования, а в городах и рабочих поселках - семилетнего. Предполагалось создать около 600 новых школ на 50 тысяч учащихся. Для полного укомплектования школ необходимо было 1700 учителей.

Крайком ВКП(б), райкомы партии и органы народного образования принимали меры для укомплектования школ кадрами. Далькрайком ВЛКСМ мобилизовал 600 комсомольцев, окончивших среднюю школу, на работу в начальных классах, организовав для них двухмесячные курсы. Были возвращены в школы учителя, работавшие не по специальности.

Но учителей катастрофически не хватало.

3 июня 1929 г. на пленуме краевого комитета ВКП(б) рассматривался вопрос о развертывании на Дальнем Востоке системы высших учебных заведений. В связи с большим дефицитом специалистов было решено ДВУ закрыть, а на его основе развернуть сеть новых высших учебных заведений для подготовки нужных народному хозяйству специалистов, приблизив их подготовку к практическим потребностям.

Так в 1930 г. на базе педагогического факультета ДВУ во Владивостоке был создан индустриально-педагогический институт с факультетами, ориентированными на подготовку учителей в фабрично-заводские школы. Кроме того, также на базе ДВУ, были созданы Дальневосточный политехнический институт (ДВПИ), Тихоокеанский институт социалистического сельского хозяйства (ТиССЗ), Дальневосточный лесотехнический институт (ДВЛТИ), Дальрыбвтуз и др. Намечено было открытие институтов медицинского в Хабаровске и педагогического в Благовещенске. Всего предполагалось уже в 1930 г. в пределах ДВК открыть 9 высших учебных заведений.

В Благовещенске было решено открыть педагогический институт с сельскохозяйственным уклоном. Дело в том, что проектом формирования политехнической школы учебные программы школ в двадцатые годы были ориентированы на подготовку молодежи в городах и рабочих поселках к работе в фабрично-заводском производстве (школы фабрично-заводского обучения), а в сельской местности создавались школы крестьянской молодежи (ШКМ) с сельскохозяйственным уклоном.

Партийные предложения были одобрены крайоно и крайисполкомом и направлены в Москву, в Наркомат просвещения. Там эти предложения также одобрили, но рекомендовали новый педвуз с сельскохозяйственным уклоном открыть в Чите, как более крупном городе, бывшем в свое время, в начале 20-х годов, столицей Дальневосточной республики.

Однако Дальневосточное крайоно настояло открывать второй педвуз в Благовещенске. Амурские сельскохозяйственные районы были основной житницей Дальнего Востока, и именно в Благовещенске, ближе к сельскохозяйственному производству, следовало готовить учителей для школ крестьянской молодежи.

В Наркомпросе с этим доводом согласились. 10 июля 1930 г. Совнарком РСФСР в постановлении "О сети, структуре и контингенте приема учащихся в высшие учебные заведения РСФСР на 1930/31 учебный год" утвердил открытие педагогического института для подготовки преподавателей ШКМ в г. Благовещенске. В институте предусматривалось организовать три отделения: физико-техническое, химико-биологическое и общественно-литературное, с общим приемом в 120 человек.

27 июля 1930 г. открытие педвуза в Благовещенске было утверждено и в постановлении правительства СССР.

Подготовку открытия нового вуза крайоно поручило Владимиру Ивановичу Харченко, прибывшему в Хабаровск из Москвы после окончания Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской.

31 августа 1930 г. приказом Дальневосточного крайоно В.И. Харченко, к тому времени уже работавший в Благовещенске, был утвержден директором Благовещенского агропединститута. Получив телеграфное уведомление о своем назначении, В.И. Харченко 1 сентября 1930 г. издал приказ №1 по Благовещенскому агропединституту о вступлении в должность директора.

В.И. Харченко родился в Амурской области в 1898 г. Окончил в Благовещенске школу, учительскую семинарию, работал учителем в воскресной школе, сотрудником первой на Амуре советской газеты "Известия Амурской трудовой социалистической республики". В 1919 г. был членом подпольной организации в Благовещенске, участвовал в боевых дружинах. В 1920 - 1922 гг. работал инспектором, заведующим городским отделом народного образования, в 1926 - 1928 гг. - зав.отделом, заместителем зав.отдела народного образования Амурского округа. В 1924 году вступил в РКП(б). В 1928 г. был направлен окружным комитетом партии в Москву на учебу в Академию коммунистического воспитания, которую успешно окончил.

Выбор Харченко на пост директора был исключительно удачен. В самые сжатые сроки он провел необходимую организационную подготовку - и вуз начал работать.

Создавать все приходилось заново, не имея ни материально-технической базы, ни кадров, ни студентов. Но с энтузиазмом и решительностью, опираясь на поддержку партийных и советских органов города, В.И. Харченко взялся за решение этих сложнейших проблем.

Начинать необходимо было с подбора кадров - администрации, преподавателей. Из местных школ, техникумов, органов образования были привлечены нужные работники. Бывшего заведующего упраздненного окружного отдела народного образования П.К. Номоконова Харченко пригласил на должность завуча вуза. В сентябре были зачислены в штат вуза преподавателями: педагогики - Василий Алексеевич Покровский, математики - Леонтий Федорович Китанин и Евгений Николаевич Тихонов, политэкономии - Сергей Станиславович Семашко, английского языка - Густав Петрович Кук, экономической географии - Стефан Георгиевич Бухаревич, биологии - Иван Васильевич Бородин, химии - Яков Львович Гольдберг, русского языка и литературы - Николай Емельянович Тополь и др. К началу октября 1930 г. в штате уже было 12 преподавателей, причем вполне квалифицированных. Так, С.Г. Бухаревич окончил Петербургский археологический институт, имел стаж 23 года педагогической работы; Л.Ф. Китанин был выпускником Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена; Я.Л. Гольденберг - Томского технологического института; Г.П. Кук окончил Томский университет, работал на морских судах и в совершенстве владел английским языком; В.А. Покровский окончил высшие педагогические курсы при МГУ; С.С. Семашко и П.К. Номоконов - Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской; Т.М. Туров, преподаватель русского языка, был выпускником Петербургского университета.

Позднее В.К. Харченко в своих воспоминаниях о первых годах Благовещенского пединститута писал: "Образовался крепкий, дружный коллектив. Всех товарищей я хорошо знал по совместной работе раньше. Начали работу. Её хватало всем. Послали телеграмму Наркомпросу об открытии кредитов в Госбанке, заявку на преподавателей".

По заявке В.К. Харченко и по путевкам Наркомпроса в 1931 г. прибыли еще несколько преподавателей: профессор Антон Степанович Синявский (экономгеограф), Андрей Игнатьевич Ельяшук (педагогика), Георгий Петрович Иванов (психология и педология) и другие. К концу первого учебного года в институте насчитывалось в штате уже 26 педагогов.

Это был высокопрофессиональный, работоспособный коллектив. Для многих работа в Благовещенском педвузе стала делом всей жизни. По 25 - 30 лет до ухода на пенсию работали в институте А.И. Ельяшук, Г.П. Иванов, Г.П. Кук, Н.Е. Тополь и многие другие. Они заложили высокий уровень педагогической деятельности, традиции ответственности и требовательности в работе.

Естественно, что с первых же дней в центре внимания был набор студентов. На первый курс по плану следовало принять (в осенний прием) 60 студентов. Кроме того, надо было сделать набор на дневное и вечернее отделения рабфака, на заочное обучение.

Обеспечение первого приема в институт оказалось делом далеко не простым. Выпускники школ 1930 года уже определились с выбором вуза: во Владивостоке, в Томске, Москве и других городах. Многих желающих учиться не освобождали на работе - везде кадры были нужны. Многие хотевшие учиться в вузе не имели необходимого среднего образования, и их надо было готовить сначала на рабфаке.

В местных газетах опубликовали объявления о приеме в вуз. Сотрудники института выезжали в города и районы с агитационной целью. Помогали в организации первого приема в институт горкомы и райкомы партии и комсомола, советские органы городов и районов.

Несмотря на все трудности, работа была проведена успешно: на первый курс были зачислены - после рассмотрения документов приемной комиссией и собеседований с абитуриентами (без вступительных экзаменов) - 73 человека, в том числе на общественно-литературное отделение - 20, на физико-техническое - 27, на химико-биологическое - 26.

В этом первом наборе было 9 человек участников гражданской войны, 4 бывших партизана, 5 демобилизованных красноармейцев. 64 студента были из семей рабочих и крестьян, 9 - из семей интеллигенции. 7 человек являлись членами партии, 13 - комсомольцами. Парней и девушек было почти поровну - 36 и 37.

В весенний, апрельский прием зачислили в институт еще 67 человек. Таким образом, в конце первого учебного года всего насчитывалось 140 студентов.

Успешно был проведен и прием на дневной рабфак - 90 человек осенью 1930 г. и 212 - весной 1931 г. Всего на рабфак приняли 302 человека.

На вечерний рабфак в 1930/31 учебном году поступило 143 человека.

В начале 1931 г. был открыт прием на заочное обучение. На заочно-курсовой сектор зачислили 90 человек.

Как отмечает в своих воспоминаниях В.И. Харченко, "большинство студентов института были учителя, политпросветработники, демобилизованные красноармейцы, а на рабфаке - рабочие предприятий, совхозов и колхозники".

Как только закончили работу с укомплектованием, горком ВКП(б) организовал в институте партийную ячейку, а горком ВЛКСМ - комсомольскую организацию. Первым секретарем партячейки был избран студент общественно-литературного отделения - А.А. Поспелов, бывший в прошлом курсантом Кремлевского училища имени Верховного Совета СССР, участник боев с белокитайцами на КВЖД в 1929 г. награжденный орденом Красного Знамени. Секретарем комсомольской организации стал Ф. Аксенов.

Для нового института в Благовещенске под учебный корпус передали здание бывшего окрисполкома со всей мебелью в кабинетах. В школе II ступени имени М.И. Калинина на втором этаже выделили институту 8 комнат. Однако эти помещения не подходили для учебных занятий, и летом 1931 г. институту передали здание бывшей школы II ступени имени К.А. Тимирязева по улице Ленина (бывшее здание мужской гимназии). В августе 1931 г. пединститут переселился в это здание.

В начале октября 1930 г. организационная подготовка к занятиям была в основном завершена: составлены учебные планы, подготовлено расписание, подобраны учебные пособия (помогли школы, техникумы, Дом политпросвещения).

8 октября 1930 г. состоялось первое заседание совета института, на котором были рассмотрены вопросы подготовки к учебному году. 12 октября провели общее собрание студентов и преподавателей, на котором был заслушан доклад В.И. Харченко о готовности к началу учебного года.

И вот 16 октября 1930 г. в Благовещенском агропединституте прозвенел первый звонок, возвестивший о начале занятий. Этот день стал традиционным днем рождения института.

Продолжительность первого семестра была с 16 октября 1930 года по 1 марта 1931 года. Из этого времени 20 дней выделялось на непрерывную производственную индустриальную практику и 10 дней - на зимние каникулы. Дневная нагрузка студентов была определена в объеме семи часов. Занятия проходили с 9 до 14 часов и с 17 до 19, но такое распределение времени было очень неудобным, и во втором семестре занятия стали проводить с 9 до 16 часов. В общежитии для подготовки студентов к занятиям были оборудованы учебные комнаты.

"Сели за стол и взрослые серьезные, и юные студенты, - вспоминал В.И. Харченко. Жадно ловили они каждое слово, записывали теоремы и формулы. В перерывах жарко спорили, на уроках часто задавали вопросы преподавателям".

Студенты, кроме учебных занятий, привлекались к участию в политчасе, на это отводилось 12 часов в месяц.

В течение первого семестра для студентов была организована непрерывная производственная индустриальная практика. Небольшими бригадами они посменно работали на закрепленных предприятиях: спичечной фабрике "Искра", заводе "Металлист", в типографии "Книжное дело". А в конце семестра две недели было отведено на сплошную производственную практику. Цель такой практики - широкое ознакомление учащихся с производством как с технической, так и с социальной стороны для того, чтобы иметь полное представление об организации производства, о его энергетической базе, оборудовании, переработке и сбыте сырья, о составе рабочего коллектива и его культурно-политической жизни.

В ходе производственной практики студенты участвовали в борьбе за выполнение промфинплана, в социалистическом соревновании, в культурно-просветительной работе на предприятии.

В институте налаживалась методическая работа с преподавателями. В октябре 1931 года были созданы цикловые комиссии: общественно-литературная, химико-биологическая, физико-техническая, педолого-педагогическая.

Ведущие преподаватели института включились в научную деятельность. Группа педагогов из пяти человек трудилась над составлением учебников для сельских школ 1-й ступени. Проводились опытные работы по выращиванию кормовых культур. По заданию Далькрайоно педагоги разработали методическое письмо для учителей Дальневосточного края "Коммунистическое воспитание и метод проектов".

Материальная и учебная база была крайне слабой. Особенно плохо обстояло дело с наглядными пособиями, отсутствовали учебные кабинеты, спортивный зал. Библиотека находилась в стадии организации, но уже к концу первого семестра в ее фондах было 7 тысяч томов. Учебными пособиями более-менее были обеспечены преподаватели педагогики и педологии, общественных наук, экономической географии. Учебный кабинет физики вечернего рабфака считался одним из лучших на Дальнем Востоке. По остальным же предметам учебно-методические пособия отсутствовали, что снижало качество работы. Кредиты отпускались минимальные и не предусматривали средств на ремонт, строительство, на организацию производственной практики студентов, на издательские работы и др.

Контроль за учебой студентов (количественный и качественный) осуществлялся преподавателями и старостами систематически. Эффективности работы педагогического коллектива способствовало социалистическое соревнование, но, к сожалению, систематического учета и подведения итогов соцсоревнования в первый год не было.

В декабре 1930 года в агропединституте открылся заочно-курсовой сектор (ЗКС). Первоначально предполагалось охватить заочным обучением 100-120 человек. В городе Благовещенске велась активная работа с целью наибольшего охвата высшим заочным педагогическим образованием учителей школ. В сельскую местность с этой же целью выезжали преподаватели и студенты. Для учителей читались лекции, проводились беседы, велась разъяснительная работа по вовлечению в систему заочного обучения. Заочно-курсовым сектором была издана брошюра об условиях поступления в институт и обучении в нем, она называлась "Через заочное высшее педагогическое образование дадим кадры повышенной школы". Принятые меры способствовали тому, что на 1 сентября 1931 года 90 учителей подали заявления о поступлении на учебу, а 1 ноября уже было 300 заочников при плане - 350. При заочно-курсовом секторе работали три отделения: общественно-литературное, химико-биологическое и физико-техническое.

На 15 июля 1932 года контингент студентов-заочников составил 430 человек. По национальному составу среди заочников было: русских - 334; украинцев - 75; белоруссов - 8; немцев - 2; поляков - 3; евреев - 5; эстонцев - 1; латышей - 1.

Заочно-курсовой сектор старался помочь заочникам в учебе, по возможности рассылал литературу, разработал задания и методические вопросники по различным дисциплинам. Преподаватели института для учителей и студентов-заочников составили учебные пособия: Т.М. Туров - "Хрестоматию по языкознанию", А.И. Ельяшук - "Производственное обучение в школах 1 ступени в свете постановления ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе", Г.П. Иванов - "Техническое мышление детей и путь его развития в политехнической школе".

Для заочников города были организованы занятия в вечернее время, один раз в неделю. Студенты разбивались на бригады, каждая бригада получала письменные задания по изучаемым дисциплинам, обеспечивалась книгами, методическими пособиями. Соединение заочного обучения с элементами очного было весьма эффективно, оно стимулировало студентов к учебе. Активно велась работа с сельскими учителями-заочниками. Преподаватели института проводили консультации, рецензировали контрольные работы и пр. Для удобства обслуживания заочников создавались учебно-методические базы в Тамбовском, Ивановском и других районах области.

ЗКС активно участвовал в районных учительских конференциях. Результаты этого положительно сказывались на работе учителей. Так, были проведены месячные курсы для 30 заведующих образцовыми школами; четырехмесячные курсы для учителей - продвиженцев в ФЗС и ШКМ (68 человек), курсы по повышению квалификации завучей и заведующих образцовыми школами для 70 человек.

Педагогический коллектив института принял участие в месячнике по борьбе за выполнение культплана 1931 года. Месячник начался 10 июня. Его задачами были: проверка различных участков учебно-педагогической работы, развертывание кампании по новому приему студентов, активизация общественно-политической работы по созданию детплощадок, проведения ликбеза, деятельности культармейцев, организации кружков. Маршруты предполагали: смотр учебных программ, рационализацию труда в институте, политехнизацию вуза, подготовку к новому учебному году, общественно полезную работу.

Основными задачами в новом 1931/1932 учебном году стали: усиление теоретической подготовки студентов; улучшение качества всей учебно-производственной работы; правильное сочетание теории и практики; установление четких организационных форм учебно-воспитательной, методической, научно-исследовательской и общественной работы; создание научно выдержанных учебных программ.

Учебно-воспитательная работа в институте велась при почти полном отсутствии программ и методических указаний Наркомпроса. Программы составлялись преподавателями с привлечением студентов, разрабатывались с учетом дидактических принципов (научности, систематичности, связи теории с практикой).

В октябре 1931 года в агропединституте были организованы первые четыре кафедры: общественно-политических дисциплин (зав. С.С. Семашко), педагогики и педологии (зав. Г.П. Иванов), экономической географии и краеведения (зав. А.С. Синявский) и химии (зав. Я.Л. Гольдберг).

Работа всех кафедр и цикловых комиссий концентрировалась преимущественно на следующих вопросах: разработка и утверждение учебной программы и списков литературы, обсуждение рабочих программ преподавателей и методов их работы, организация научно-исследовательской деятельности, связь с педагогическими коллективами школ.

С 1930/1931 учебного года в институте открылись два новых отделения - агрономическое и общественно-политическое - с преподаванием на украинском языке.

Первые два года были самыми трудными в экономическом отношении, вспоминал первый директор института В.И. Харченко. Существовала карточная система, жесткое нормирование в выдаче хлеба, сахара, жиров и промышленных товаров. В феврале 1932 года горисполком передал пединституту 100 гектаров земли для учебных целей и создания своего подсобного хозяйства. Участок находился по Игнатьевской дороге в 10-12 км от города. В первый год было посеяно 15 га зерновых и крупяных культур, 10 га картофеля и овощей. На 1 сентября 1935 года посевные площади составляли уже 60 га. Животноводческая ферма состояла из 10-12 дойных коров, такого же количества молодняка и 30 свиней с подсвинками. Продукты с участка использовались в студенческой столовой и шли на удешевление питания студентов. В хозяйстве был трактор, 8 лошадей и простейшие сельскохозяйственные машины.

В этот чудесный уголок (по выражению профессора Синявского) приезжали на экскурсии преподаватели и студенты. Студенты - биологи собирали образцы злаков, трав, цветов для наглядных пособий и гербариев.

В учебно-воспитательном процессе института в первые два года было немало трудностей, естественных для всего вновь создаваемого. Они усугублялись известными ошибками в деятельности Наркомпроса, связанными с попытками внедрения ряда методов, не проверенных на практике - "метода проектов", "бригадно-лабораторного" и других.

Учебный процесс в агропединституте в начале 30-х годов строился на основе бригадно-лабораторного метода: систематические лекционные курсы не читались, студенты под руководством преподавателей занимались коллективной "проработкой" наиболее важных разделов учебных программ. Бригады формировались по принципу добровольности в количестве от 3 до 7 человек. Учебная работа состояла из 3 основных этапов: а) вводная лекция; б) самостоятельная работа студентов в кабинетах и консультации преподавателей; в) конференции. В основу работы бригады была положена индивидуальная работа студентов. Конференции, как правило, проводились по проработанным заданиям, по некоторым дисциплинам (химия, ботаника) отработки практиковались только по крупным разделам.

Лекционный метод занимал до 15% учебного времени. Проводились: вступительная лекция, обосновывающая предмет и содержание науки; итоговая лекция по важным разделам курса; обзорная лекция о научных достижениях конкретной науки; авторская лекция по проблеме, на которую было отведено мало времени и отсутствовала необходимая для самостоятельной работы литература.

В учебной работе частично применялись экскурсионный - в рамках лабораторно-бригадного - исследовательский методы.

Совершенствованием методов преподавания занималась специальная комиссия, выводы и предложения она представляла для обсуждения на производственных совещаниях института. В итоге в лабораторно-бригадный метод были внесены некоторые рациональные изменения, связанные с содержанием вводной части лекции, организацией качественного учета, типизацией письменных заданий.

Учет учебной работы в основном проводился через выступления студентов на конференциях. В центре внимания были бригады, а конкретным студентам внимания не уделялось, отсутствовала фиксация результатов учета знаний, умений и навыков, не было дифференциации в оценке.

Но преподаватели института совершенствовали процедуру учета знаний студентов в течение учебного года. Они вели учет знаний в процессе всей работы путем индивидуального выявления их у каждого студента, совершенствовали методику проведения конференций, где давали возможность выступить всем желающим, практиковали письменные контрольные работы. Результаты качественного учета по каждому заданию фиксировали в особой карточке. Форма карточки предусматривала: 1) фамилию и инициалы; 2) общую оценку выполнения темы (степень овладения знаниями, умениями и навыками); 3) что не усвоено или усвоено недостаточно; 4) недостатки и положительные стороны в работе: активность, инициатива, критическое отношение к проработанному материалу; 5) выполнены ли указания преподавателя.

Уже в первые годы работы института была заложена одна из важнейших традиций, сохранившаяся до настоящего времени, - высокая политическая и трудовая активность преподавателей и студентов. Они вели большую общественную работу в школах города и области, принимали участие в популяризации решений партии о начальной и средней школе. Студенты, ранее работавшие в школе, выезжали в районы, чтобы помочь роно в перестройке работы школы, другие - были прикреплены к школам города для оказания постоянной методической помощи. Кафедры и цикловые комиссии руководили методическими предметными объединениями учителей города, а в каникулярное время педагоги выезжали в районы и помогали организованно провести учительские конференции, участвовали в проведении курсов учителей, пионерских вожатых, выступали с лекциями и беседами по общественно-политическим и специальным вопросам.

Педагоги всех звеньев принимали активное участие в культурно-просветительской работе, сознавая, какое огромное значение приобретала подготовка кадров высокообразованных учителей. Они стремились воспитать в студентах чувства патриотизма и интернационализма, пробудить интерес к науке, вооружить профессиональными знаниями, умениями и навыками.

За два года существования институт оказал большую помощь хозяйственным организациям. Студенты привлекались к заготовке леса, угля, уборке урожая хлеба, овощей. "А сколько было всевозможных субботников и воскресников! - пишет выпускница 1933 года, впоследствии доцент кафедры русской и зарубежной литературы В. В. Соколова. Грузили дрова, мыли пароходы, выгружали уголь, ездили на лесозаготовки и уборку картофеля. Весело работалось в дружной студенческой семье! А после работы - снова за учебу". Среди строителей Комсомольска-на-Амуре в 1932 году была и группа студентов (до 30 человек) Благовещенского пединститута и рабфака.

На втором году работы в институте началось социалистическое соревнование и ударничество. Соцсоревнованием были охвачены все студенческие группы, оно развернулось между кафедрами и цикловыми комиссиями, был заключен договор с пединститутом г. Владивостока. Результаты соцсоревнования и ударничества наглядно оформлялись, и информация доводилась до всего коллектива. Соцсоревнование стало важным методом работы в институте.

Первые два учебных года Благовещенский агропединститут готовил учительские кадры для школ крестьянской молодежи.

Но в 1932 году в системе школьного образования СССР началась фундаментальная перестройка. Экспериментирование с политехнизацией и профессионализацией школьного дела не оправдало себя, и был сделан решительный поворот к созданию единообразной системы школы с четкой организацией учебного процесса. Деление школ на фабрично-заводские и школы крестьянской молодежи было упразднено. 25 августа 1932 г было принято постановление ЦК ВКП(б) "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе". В средней школе вводилась единая классно-урочная система с однотипными учебными программами.

В соответствии с этой перестройкой Наркомпрос РСФСР принял решение - индустриально-педагогические и агропединституты преобразовать в единый тип государственного педвуза с четырехлетним сроком обучения.

Так, с 1933 года, Благовещенский агропединститут приобретает статус государственного педагогического института с четырехлетним сроком обучения, а заочно-курсовой сектор преобразуется в отделение заочного обучения госпединститута.

Работа была далеко не простой: необходимо было перестроить программы, изменить не только содержание учебных планов, но в целом организовать по новым установкам весь учебный процесс.

Первый и второй курсы следовало переводить на новые планы, а третий курс с корректировками завершал работу по прежним программам.

В соответствии с этой установкой была проведена реорганизация отделений 1-го и 2-го курсов. Группы второго курса общественно-литературного отделения (русские) были преобразованы: одна группа в социально-экономическое, а другая в отделение литературы и языка, украинская группа - в отделение литературы и языка. Физико-техническое и химико-биологическое отделения на вторых курсах были реорганизованы в физическое и химическое отделения. Агрономическое отделение преобразовали в биологическое.

Набор студентов на первый курс был проведен соответственно новому статусу вуза. Структура пединститута определилась пятью предметными отделениями: социально-экономическим (1 группа); литературы и языка (1 группа); физическим (2 группы); химическим (2 группы); биологическим (2 группы); и тремя цикловыми комиссиями - химико-биологической, физико-технической, общественно-политической.

Изменение профиля института повлекло введение новых учебных планов. За основу были взяты наркомпросовские предметные учебные планы для единого педвуза, они вводились с первого курса. Для старших курсов были составлены новые планы, максимально приближенные к типовым.

В связи с принятием постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О средней и высшей школе" и ЦИК СССР "Об учебниках и программах в высшей школе и техникумах" в вузах вводились твердые учебные планы, отменялась конвейерная система построения учебного процесса, бригадно-лабораторный метод был признан неэффективным. Основными формами учебного процесса становились лекции, семинары и практические занятия, вводились государственная система зачетов, дифференцированные оценки знаний, текущие и государственные экзамены, соответственно устраивались две зачетные сессии. В учебный план входили дипломные работы.

Методическим советом института было разработано положение об учете знаний и навыков студентов. В положении отмечалось, что результативный (итоговый) учет знаний проводится в конце семестра (сдача зачетов, экзаменов) и должен не только выявить результаты усвоения знаний студентами, но и побуждать их повторять, закреплять, углублять и обобщать изучаемый материал.

В целях улучшения постановки учебно-воспитательного процесса, осуществления более качественного контроля за работой педагогов была произведена некоторая реорганизация кафедр и цикловых комиссий: из педолого-педагогической - выделилась кафедра педагогики, кафедра общественно-политических дисциплин разделилась на кафедру истории и диамата и социально-экономических наук. Физико-математическая и литературо-языковедческая темовые комиссии были преобразованы в соответствующие кафедры. Таким образом, в институте стало восемь кафедр: педагогики, педологии, химии, истории и диамата, социально-экономических наук, экономгеографии, физики и математики, литературы и языка.

Педагогический процесс, в зависимости от специфики кафедр, включал лекции, семинары и практические занятия, самостоятельную работу студентов над книгой, экспериментальные и контрольные работы, разработку и составление учебных программ, организацию научной, методической и общественной работы и т.д.

Кафедра педагогики активно участвовала в перестройке педагогического процесса в институте. Члены этой кафедры разрабатывали формы планирования и учета успеваемости, составляли обоснованные планы педагогической практики, оказывали помощь методистам института в ее организации, поддерживали тесную связь со школами города и области и с другими учебными заведениями.

С марта 1933 года в штатное расписание института была введена должность заведующего отделением, что позволило активизировать работу со студентами, наладить более четкий контроль за учебно-воспитательной работой.

Учебная часть совместно с кафедрой педагогики составляла общий план организации педпрактики, который прорабатывался на методическом совещании и на кафедре педагогики. Учебная часть определяла базовые школы. Преподаватели частных методик решали конкретные вопросы по распределению студентов. Практика проходила под общим руководством учебной части и кафедры педагогики.

Педпрактика проходила в три этапа: первый - наблюденческий, второй - проведение пробных уроков, третий - самостоятельная преподавательская практика. На первом этапе студенты работали по особым заданиям, охватывающим все стороны педагогического процесса (изучение документации, знакомство с учебными пособиями, посещение и анализ уроков, знакомство с методикой преподавания по своей специальности, проведение бесед с учителями и учащимися и др.), а результаты отражали в педагогических дневниках и в отчетах по выполнению заданий. На втором этапе пробные уроки проводили в тех классах, где вели наблюдения за учащимися и изучали педагогический процесс. Подготовка практиканта к проведению пробного урока сопровождалась составлением мотивированных конспектов, которые обязательно просматривались методистом и педагогом базовой школы. После каждого пробного урока проводился его анализ. На этапе самостоятельной учительской практики от студентов требовалось составление рабочих планов, отчетов о проделанной работе и ведение дневников. Количество уроков, необходимых для зачета практики, было разным. В обществоведческой группе минимум составлял 20 уроков, в группе словесников: по русскому языку - 40; по литературе - 20, на химико-биологическом отделении - от 8 до 12.

Анализ материалов показывает, что в ходе педпрактики студенты получали ценные знания и навыки, делали первые шаги в приобретении профессиональной подготовки, а с другой стороны, практиканты оказывали определенное влияние на улучшение постановки педагогического процесса в базовых школах, стимулировали работу учителей-предметников. Недостатки в проведении педпрактики были связаны с отсутствием опытных учителей в базовых школах и неполным обеспечением практикантов квалифицированным руководством, недостаточным контролем преподавателей кафедр специальных дисциплин за прохождением педпрактики в школах.

По-прежнему педколлектив института уделял большое внимание общественно-педагогической работе. Основными участками этой деятельности были: пропагандистская работа по заданию горкома и обкома партии, культпроса, обслуживание сети партийного просвещения населения, методическая помощь школе и учителям, участие в кампании по ликвидации неграмотности и малограмотности среди населения области, составление рекомендаций, памяток для проверяющих учебно-воспитательный процесс в школе и др.

Значительное место занимала вневузовская методическая работа: обслуживание учительских районных, областных и краевых конференций. Педагоги кафедр педологии и педагогики выступали с докладами об организации проверки знаний учащихся и переводных экзаменов, о воспитательной работе в школе, участвовали в работе методических объединений города и области. По инициативе пединститута были проведены два семинара преподавателей общеобразовательных предметов техникумов и рабфаков, школ ФЗУ по проблеме перестройки педагогического процесса на основе постановления ЦИК СССР от 19.09.1932 года; проводились кустовые совещания учителей; обслуживали дошкольные конференции, вели массовую пропагандистскую работу с воспитателями детских садов; руководили пионерскими организациями и комсомольскими ячейками.

Педагогический коллектив вел целенаправленную работу по воспитанию сознательной дисциплины студентов. Дисциплина среди студентов института была поистине образцовой. Первый директор института В.И. Харченко отмечает: "За первые годы работы директором пединститута я не знаю ни одного случая нарушения моих приказов и постановлений студенческими организациями". Случаи несвоевременной сдачи зачетов были единичными. В 1933 году из 132 комсомольцев 88 были ударниками учебы.

Общий процент успеваемости по институту за 1932/33 учебный год составил 90,7%. Контроль за посещаемостью занятий был хорошо налажен и осуществлялся администрацией, учебной частью и профкомом. По отношению к прогульщикам принимались меры общественного воздействия, вплоть до лишения стипендии. Пропуски занятий были связаны главным образом с болезнью студентов и отрывом их на различные работы в часы занятий.

Администрация принимала меры к созданию хороших условий для учебы, но решить эту проблему не удавалось. Низкая температура в учебных корпусах, общежитии, плохое питание - все это приводило к отсеву студентов.

Анализ работы пединститута за первые три года показывает, что в подготовке высококвалифицированных преподавателей для техникумов, рабфаков и школ-десятилеток педагогический коллектив добился определенных успехов.

В 1933 году состоялся первый выпуск молодых специалистов. 42 выпускника получили назначения заведующими отделов народного образования, директорами и преподавателями средних школ и техникумов на Колыме, Чукотке, Анадыре, Сахалине, Камчатке, Николаевске-на-Амуре и других северных районах Дальнего Востока. Среди выпускников был и Виталий Закруткин - в дальнейшем крупный писатель.