ПЕДИНСТИТУТ В 1980-2000 ГГ

Первая половина 80-х годов характеризовалась в советском обществе пониманием необходимости радикальных перемен, политикой "ускорения" в социально-экономической сфере, проведением школьной реформы. Все это, естественно, отразилось и на развитии нашего пединститута, определило направление его деятельности в профессионально-педагогической подготовке учителей.

В октябре 1980 г. институт торжественно отметил свое 50-летие, а в феврале 1981 г. был награжден орденом "Знак Почета". Эти события не только вызвали праздничный подъем в коллективе института, но и повысили чувство ответственности у преподавателей за подготовку учительских кадров, у студентов - за овладение профессией педагога.

В связи с полувековым юбилеем была издана брошюра по истории вуза, открыт музей, выпущены памятные сувениры, юбилейный значок. В самом большом зале города - Доме офицеров прошло торжественное заседание, в котором приняли участие многочисленные гости.

В начале 80-х годов учебно-материальная база института улучшилась. Институт располагал тремя учебными корпусами, учебными мастерскими, агробиостанцией, учебно-спортивным лагерем. В 1980 г. вступила в строй новая столовая с двумя залами (диетического питания и комплексных обедов) и буфетом. Медицинское обслуживание студентов обеспечивал медпункт, в котором вели прием врач и медсестра. В общежитии работали физиотерапевтический и зубоврачебный кабинеты. В летний период функционировал институтский оздоровительный лагерь в районе Песчаного озера, в котором отдыхало около 2000 студентов.

Совершенствовалась техническая оснащенность учебного процесса. В 1979/1980 учебном году в институте имелось 13 кинофицированных аудиторий, в четырех лекционных аудиториях были установлены телевизоры. На факультете иностранных языков имелось 6 лингафонных кабинетов. Технические средства обучения использовались почти на всех кафедрах. В дальнейшем была создана служба отдела ТСО в масштабе института, организована лаборатория вычислительной математики при кафедре математического анализа. Лаборатория в 1985 г. была оснащена тремя ЭВМ и 12 микрокалькуляторами. Началась подготовка выпускников физико-математического факультета к преподаванию в школе нового предмета - основы информатики и электронно-вычислительной техники. Лаборатория вычислительной техники организовала занятия для преподавателей физико-математических дисциплин. Овладев навыками работы на ЭВМ, преподаватели стали использовать вычислительную технику на занятиях по физике и математике. На естественно-географическом факультете количественные методы и ЭВМ стали использовать в учебном процессе по ряду дисциплин физколлоидной химии, биомеханике и др. Подготовка преподавателей различных кафедр к работе на ЭВМ велась во время их стажировки в вузах Москвы и Ленинграда. Без отрыва от производства в 1985/1986 учебном году в пединституте на базе вычислительной лаборатории были организованы трех месячные курсы повышения квалификации преподавателей в области использования ЭВМ и микропроцессорной техники, их прошло около 200 преподавателей.

В институте проходила организационная перестройка. Еще в 1979 г. в составе факультета физвоспитания было образовано отделение начальной военной подготовки, затем историко-филологический факультет разделился на два самостоятельных факультета: филологический и исторический (с пятилетним сроком обучения). На пять лет обучения перешел физико-математический факультет.

Рост контингента студентов (открытие отделения начальной военной подготовки на факультете физвоспитания, перевод на пятилетнее обучение ряда факультетов, увеличение набора на факультет педагогики и методики начального обучения) привел к острому дефициту учебных площадей и переуплотненности в студенческих общежитиях. Институт вынужден был арендовать спортивные залы, плавательный бассейн, легкоатлетический манеж. Лабораторные занятия по химии, физике, анатомии проводились в учебных кабинетах института в две смены. Во вторую смену продолжал заниматься факультет иностранных языков. Институт нуждался в строительстве нового учебного корпуса, студенческих общежитии, квартир для преподавателей.

В эти годы ректором института был Ю.И. Овцин, проректором по учебной работе - М.С. Юсупова, проректором по научной работе - В.М. Ступников. Институт готовил учителей для общеобразовательной школы по 12 специальностям. Решающее значение для выполнения этой главной задачи имело укрепление вуза квалифицированными кадрами профессорско- преподавательского состава и создание условий для развития научно-исследовательской работы.

Вопросы подготовки квалифицированных кадров для института находились в центре внимания ректората и кафедр. За 1981 - 1985 годы в целевую аспирантуру было направлено 40 преподавателей, защитило кандидатские диссертации 26. Если в 1981 г. в штатном составе преподавателей института было 82 профессора, доцента и кандидата наук, то по состоянию на 1 января 1986 г. соответственно - 101. За эти же годы из штатного состава выбыло 14 кандидатов наук. Учитывая то, что конкурс не давал положительных результатов (за 1981 - 1985 годы по конкурсу было принято на работу три кандидата наук), ректорат, деканаты, кафедры решали кадровую проблему двумя путями: направление в целевую аспирантуру молодых преподавателей института; прием в институт молодых учителей школ, проявивших творческий подход в своей работе и имеющих склонность к научной деятельности.

Некоторый рост численности квалифицированных кадров позволил в рассматриваемый период качественно улучшить руководящий состав подразделений института (деканов, зав. кафедрами). Деканы всех семи факультетов имели ученые степени и звания. Из 31 кафедры - 23 возглавлялись доцентами и кандидатами наук.

Профессорско-преподавательский состав института вел научно- исследовательскую работу по следующим коллективным темам: 1. Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. 2) Трудовое воспитание школьников. 3) Хроника партийной организации Амурской области. 4) Определение и реализация единого уровня содержания общего среднего образования. 5) Природа верхнего Приамурья. 6) Анализ ароматических углеводородов в растениях зоны естественной радиоактивности.

С целью координации планирования и улучшения контроля научных исследований по данным темам были образованы научно-координационные советы. По их рекомендациям преподавателям, успешно ведущим научно-исследовательскую работу, создавались более благоприятные условия для работы: предоставлялись научные командировки в центральные вузы, уменьшались учебные нагрузки, приобреталось оборудование для научных исследований. Однако обеспечение в достаточной степени благоприятных условий для НИР не всегда удавалось: отсутствовали помещения для лабораторий, не хватало необходимых приборов, в ряде случаев не имелось возможности сократить учебную нагрузку, так как по ряду специальностей в городе не было квалифицированных преподавателей для привлечения их на работу в качестве почасовиков.

На отдельных кафедрах разрабатывались хоздоговорные темы. Сотрудники кафедр методики преподавания физики и ТСО, химии, ботаники, зоологии совместно с кафедрой педагогики и психологии Томского пединститута изучали пути совершенствования содержания естественнонаучного образования с целью обеспечения всестороннего развития личности учащихся. По рекомендации отдела науки и учебных заведений обкома КПСС и по заказу управления сельского хозяйства Амурского облисполкома под руководством В.М. Ступникова (исполнители - Л.Е.Дмитриева и Б.И. Стрелец) разрабатывалась система подготовки учащихся сельских школ к трудовой деятельности и ее внедрение. На кафедре теоретической физики продолжались исследовательские работы по технологии выращивания и изготовления качественных монокристаллов на основе сплавов висмута. Эта хоздоговорная тема была связана с научно-технической программой АН Молдавской ССР.

Возрастала печатная продукция института. В 1981 г. были опубликованы монография Н.И. Вайсман "Опыт идейно-художественного анализа английского реалистического романа XX века", сборник статей "Экология животных юга Дальнего Востока". В 1983 г. были изданы учебные пособия "Охрана природы Амурской области", "Антиалкогольное воспитание в семье и школе", "Словарь русских говоров Приамурья". В 1984 г. вышли учебные пособия "Природа Амурской области", "География Амурской области" Н.К. Шульмана, сборник "Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в начальных классах" и другие.

План повышения квалификации преподавателей в институте в основном выполнялся. Так, в 1984/1985 учебном году всеми формами квалификации (ИПК, ФПК, стажировка) было охвачено 73 человека.

Большая работа велась по организации нового приема студентов. Проводилась она по сложившейся в институте системе: агитационная работа кафедр в школах подшефных районов Амурской области, занятия в "Школах юного педагога", заочные подготовительные курсы для абитуриентов из сельских школ в марте-мае, 10-дневные курсы для абитуриентов в июле.

В институте действовал совет по профориентации, его целью было улучшить систему отбора педагогически способной молодежи, выработать рекомендации кафедрам, школам по организации ориентационной работы на педагогическую профессию, начиная с 7 класса. Наибольшее внимание уделялось выпускникам сельских школ.

Контингент студентов в институте в целом был стабильным. Если на 1 сентября 1980 г. общее число студентов на стационаре составляло 2 836, то в 1984 г. - 2 888.

В первой половине 80-х годов кафедры и деканаты были сориентированы на планомерную и систематическую работу по совершенствованию учебного процесса. В годовые планы работы всех кафедр были введены вопросы повышения качества преподавания, улучшения контроля за самостоятельной работой студентов в межсессионный период. Рабочие программы по всем предметам включали в себя специальный раздел "Самостоятельная работа студентов", в котором указывались объем учебного материала для самостоятельного изучения и формы контроля со стороны преподавателей.

Расписание учебных занятий составлялось из расчета 36 часов в неделю, чтобы обеспечить студентов свободным временем для самостоятельной работы. В отдельных случаях количество аудиторных часов превышало 36 часов в неделю, но это вызывалось необходимостью частично восполнить учебные часы, потерянные за счет сокращения на один месяц нечетных семестров (из-за привлечения студентов на сельскохозяйственные работы в сентябре), при этом учитывались степень трудности предметов и уровень подготовки студентов.

На всех факультетах составлялись семестровые или месячные графики контроля за самостоятельной работой. С целью координации действий кафедр по организации самостоятельной работы на каждом курсе создавались курсовые преподавательские комиссии. Занимались они также проведением аттестации студентов по текущей успеваемости. Ректоратом устанавливались этапы аттестации студентов по текущей успеваемости. Аттестация проводилась не реже одного раза в семестр и охватывала все изучаемые дисциплины. Она повышала ответственность студентов за учебу, дисциплинировала их, позволяла за месяц до сессии выявить студентов, которые нуждались в особом контроле или индивидуальной помощи. Большое внимание обращалось на уровень постановки учебно-методической работы, контроля и взаимоконтроля за учебным процессом на кафедрах.

Вопросами улучшения качества обучения студентов занимались методические комиссии института и факультетов. На их конференциях и семинарах обсуждались пути и средства повышения эффективности учебного процесса в целом и преподавания специальных дисциплин, популяризировался опыт и достижения передовых преподавателей, давались методические рекомендации.

В целях обеспечения современного уровня преподавания начинающими педагогами в институте был организован постоянно действующий семинар для молодых преподавателей со стажем до трех лет.

В эти годы продолжал работу психолого-педагогический совет института. Его деятельность принесла положительные результаты: на специальных кафедрах активизировалась работа по психолого-педагогической подготовке студентов, теснее и плодотворнее стали контакты и с кафедрой педагогики, повысился в целом авторитет психолого-педагогических дисциплин в институте.

Профессионально-педагогическую подготовку студентов как будущих учителей-предметников осуществляли методисты специальных кафедр, среди которых подавляющее большинство составляли опытные учителя школ или прошедшие аспирантскую подготовку в центральных вузах страны методисты - Р.В. Барзанова, Т.И. Петренко, Л.Л. Покровский, Б.И. Стрелец, Э.П. Щитова и др. В преподавании частных методик все более утверждался курс на подготовку студентов к работе в школе в условиях кабинетной системы. С этой целью был переоборудован ряд учебных кабинетов в институте, пересмотрена методика ведения практических занятий в кабинетах школьного типа с целью лучшего усвоения студентами практических навыков работы. В методическом мастерстве преподавателей заметно прибавилось умения обучать, развивать самостоятельность мышления студентов. Настойчиво внедрялась межпредметная связь в преподавании частных методик с дидактикой, психологией, специальными дисциплинами. Все это позволяло обеспечить более высокий теоретический уровень профессиональной подготовки студентов.

Углубление профессионально-педагогической и теоретической подготовки студентов осуществлялось через спецкурсы, спецсеминары, спецпрактикумы и факультативы. Более 60 процентов спецдисциплин были подчинены целям профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Кафедра педагогики и психологии вела на всех факультетах 10 спецкурсов и спецсеминаров, необходимых для подготовки студентов к воспитательной работе в школе. На всех общеинститутских и факультетских кафедрах тематика спецкурсов и спецсеминаров была вызвана потребностью в дополнительном материале для более успешного преподавания того или иного предмета в школе или проведения внеклассной работы по предмету.

В помощь преподавателям и студентам на кафедрах проводилась подготовка учебно-методической литературы, которая в известной мере восполняла недостаток учебников, специальных работ по вузовской методике и положительно сказывалась на качестве учебных занятий и организации самостоятельной работы студентов.

В результате усилий ректората, деканатов, кафедр, направленных на повышение качества профессиональной подготовки студентов, были достигнуты заметные успехи. Итоги успеваемости по институту в целом составляли около 97 процентов. Все это свидетельствовало о том, что подготовка студентов по всем специальностям вполне удовлетворяла требованиям к обучению будущих учителей.

Важное место в профессиональной подготовке студентов занимала производственная практика по археологии, ботанике, географии, диалектологии, работа студентов в пионерских лагерях в качестве вожатых и воспитателей, проведение дружинных и отрядных мероприятий. Завершающим этапом теоретической и практической подготовки студентов к самостоятельному учительскому труду была педагогическая учебная и стажерская практика. Причем практику, особенно стажерскую, многие студенты проходили в сельских школах. В эти годы на стажерскую практику в село направляли более половины студентов, некоторые из них замещали вакантные места учителей сельских школ.

С 1985 г. в соответствии с решением Министерства просвещения в институте начинает вводиться непрерывная педагогическая практика (НПП). Творческий подход к совершенствованию организации (НПП) проявляла В.С. Домнина. Были определены базы НПП в городских и сельских школах, ПТУ. Факультеты заключили с базовыми учебными заведениями договоры, предусматривающие обязанности обеих сторон. На факультетах студенты первых, вторых и третьих курсах были распределены по местам непрерывной педагогической практики в качестве помощников воспитателей групп продленного дня и классных руководителей, вожатых октябрятских и пионерских отрядов и звездочек, помощников руководителей предметных кружков. На четвертом и пятом курсах студенты проходили учебную и стажерскую педагогическую практику. Приказом по институту были утверждены ответственные по НПП на факультетах и курсах, определены формы участия кафедр педагогики и психологии, общественных и специальных дисциплин в руководстве НПП. Результаты практики всех видов фиксировались в учетно-контрольных книжках, которые были заведены на каждого студента. Рост педагогических умений и навыков, профессиональное становление студента можно было проследить по характеристикам и оценкам за каждый вид практики.

Воспитательная работы со студентами планировалась и проводилась в масштабе института, факультета, кафедр, студенческих групп.

Общеинститутские воспитательные мероприятия - это торжественные вечера, посвященные датам красного календаря, демонстрации, слеты бойцов студенческих строительных отрядов (ССО) и др.

По традиции ежегодно 16 октября, в день рождения института, проходило посвящение первокурсников в студенты. Весь ритуал этого праздника был подчинен главной цели - воспитанию уважения к педагогической профессии.

В масштабе института комитетом ВЛКСМ организовывалась работа по подготовке студентов к третьему трудовому семестру. Трудовое воспитание студентов осуществлялось в процессе самообслуживания в общежитии, работе студентов (всех - по особому графику) в столовой, буфете, гардеробе, участии в субботниках по уборке территории города, прилегающей к институту, участие в "красной субботе" в честь дня рождения В.И. Ленина. Ежегодно из числа студентов, перешедших на второй курс, формировался ССО, в составе которого было не менее 500 бойцов. Трудовую закалку бойцы институтского ССО "Ритм" получали на стройке Бурейской ГЭС, возведении жилых, культурных, сельскохозяйственных объектов в районах области. Часть студентов работали в отряде "Проводник" на железнодорожном маршруте Благовещенск-Москва, в отряде "Путина" на рыбзаводе острова Шикотан Курильского архипелага. Ежегодно в сентябре все студенты, кроме второго и выпускного курсов, работали на уборке урожая в колхозах и совхозах Амурской области. В сентябре 1983 г. был создан сельскохозяйственный отряд для участия в уборке урожая. На торжественном слете бойцов ССО в октябре были подведены итоги работы в третьем трудовом семестре.

В системе воспитательной работы института видное место занимал факультета общественных профессий (ФОП). На его 16 отделениях (лекторское, библиотечного дела, журналистское, драматическое и др.) занимались почти все студенты стационара. Занятия на ФОПе шли в вечернее время по расписанию, их проводили на общественных началах преподаватели института и приватные работники (в основном это были руководители художественных отделений). ФОП среди студентов был популярен; на его отделения они охотно шли, там было много интересного и полезного для будущей школьной работы. Слушатели ФОП внесли свой вклад в общественную жизнь института. Студенты лекторского отделения читали лекции для школьников и взрослых. Слушатели библиотечного отделения проводили устные журналы для читателей-студентов, оформляли книжные выставки, готовили обзоры новых книг. Отделения хоровое, эстрадно-вокальное, хореографическое, цирковое, художественного чтения отчитывались о своей работе концертами, спектаклями. На высоком уровне в институте находилась художественная самодеятельность. Ежегодно проводились смотры художественной самодеятельности среди факультетов, лучшие работы включались в программу отчетного концерта института. Среди вузов города пединститут всегда занимал первое место на смотре художественной самодеятельности.

Идейно-политическое, профессиональное воспитание студентов осуществлялось через многотиражную газету "За педагогические кадры", внутриинститутское радио. Студенты любили свою газету, которая информировала о жизни факультетов, групп, знакомила с работой выпускников в школах, с лучшими людьми института.

Свой вклад в воспитательную работу со студентами вносили общеинститутские и специальные кафедры. Кафедра педагогики и психологии продолжала руководить педагогическим клубом. Кафедра физвоспитания проводила спортивно-массовую работу через спортклуб. Спортклубом и кафедрой физвоспитания осуществлялась подготовка студентов 1-2 курсов к сдаче норм ГТО, проведение легкоатлетического кросса на приз газеты "За педагогические кадры", в котором принимало участие около тысячи студентов. В традиционной городской эстафете в честь Дня Победы легкоатлеты института (девушки и юноши) завоевывали среди вузов города первые места. Спортивная жизнь института была насыщена соревнованиями по различным видам спорта, которые проходили на факультетах между группами и в общеинститутском масштабе между факультетами.

Уровень воспитательной работы во многом зависит от позиции декана. В институте все факультеты возглавляли опытные педагоги, добросовестно выполняющие свои обязанности по воспитанию будущих учителей: В.М. Манохин, Ю.А. Лысов, Н.И. Ромас, И.П. Шиндялова, Н.И. Дарьин, А.А. Чайкин, Е.П. Сычевский.

Интернациональное воспитание осуществлялось через деятельность Клуба интернациональной дружбы при факультете иностранных языков, который проводил недели солидарности со странами, борющимися за независимость, организовывал встречи с туристами, побывавшими за рубежом, вел переписку со студенческой молодежью социалистических стран.

Студенты пединститута принимали активное участие в советском движении сторонников мира. Они проводили антивоенные акции, митинги солидарности с народами, борющимися за свою независимость. По инициативе факультета физвоспитания 6 ноября 1983 г. была проведена "Эстафета мира" по маршруту в 30 км от учебно-спортивного лагеря института до его главного корпуса. В эстафете участвовало 200 студентов и преподавателей. Эстафета завершилась большим общеинститутским антивоенным митингом, в котором приняли участие члены областного комитета защиты мира, ветераны Великой Отечественной войны. От имени участников митинга в Нью-Йорк было направлено письмо на имя Генерального секретаря ООН с призывом защитить мир. В марте 1984 г. в связи с работой Стокгольмской конференции по укреплению мер доверия и безопасности в Европе в институте состоялся сбор подписей под обращением к участникам конференции. Документы этой антивоенной акции были направлены в Советский комитет защиты мира. Информация об участии студентов БГПИ в антивоенном движении была опубликована в журнале "Век XX и мир" Студенты института приняли активное участие в легкоатлетической областной "Эстафете мира" в мае 1984 г.

В институте, расположенном на берегу пограничной реки Амур, большое значение придавалось военно-патриотическому воспитанию студентов. Торжественные вечера, посвященные Дню Советской Армии и Военно-Морского флота, Дню Победы, участие в городской манифестации в честь великой Победы, студенческие конференции, посвященные Великой Отечественной войне, встречи студентов с ветеранами войны и трудового фронта - основные мероприятия патриотического воспитания будущих учителей. В 1983 г. в связи с первым выпускником учителей начальной военной подготовки было проведено торжественное собрание с участием представителей облвоенкомата. В связи с призывом в Советскую Армию студентов института на каждом факультете было создано бюро связи со студентами-воинами, его деятельность стала одной из новых форм военно-патриотического воспитания молодежи.

Патриотическому воспитанию служило и проведение дня донора - ежегодно безвозмездно сдавали кровь около 1000 студентов, за что институту была вручена почетная грамота Амурского отделения общества Красного Креста.

В 80-е годы проводилась активная работа института с органами народного образования. Эта работа осуществлялась по следующим направлениям: чтение лекций на курсах повышения квалификации Амурского института усовершенствования учителей, работа кафедр в школах подшефных районов, организация предметных кружков на кафедрах для учащихся, участие преподавателей в работе органов народного образования на общественных началах, организация заочных курсов для абитуриентов из сельских школ.

Особенно большой объем работы выполнялся кафедрами в подшефных сельских районах, где организовывались методические и теоретические семинары с учителями, проводилась работа по педагогической профориентации выпускников школ, в некоторых районах создавались "школы будущего педагога". При кафедрах действовали предметные кружки для школьников: "Юный археолог" (кафедра истории), "Юный геолог" (кафедра географии), "Юный физиолог" (кафедра зоологии) и т.д. Всего таких кружков было создано 14. Некоторые из них работали на базе сельских школ. Успехом пользовался среди старшеклассников Благовещенска лекторий по физике, в котором читали лекции преподаватели кафедры общей и теоретической физики. При кафедре математики продолжал работать филиал Всесоюзной заочной математической школы при МГУ, в котором обучалось свыше 100 учеников, а занятия вели студенты под руководством преподавателей К.М. Горбиковой и А.А. Дуванова. Кафедры института активно участвовали в организации и проведении областных олимпиад школьников по истории, русскому языку, химии, физике, математике, биологии, в проведении областных педагогических чтений и научно- практических конференций.

Непосредственная связь со школой и конкретная помощь ей осуществлялась преподавателями, которые совмещали работу в институте и в школе (Р.В. Барзанова, Л.П. Малыхина, Т.И. Петренко, В.Н. Турчановская и др.). Доцент кафедры педагогики и психологии, заслуженный работник культуры РСФСР В.В. Белоглазов возглавлял хореографический ансамбль "Ровесник" при Благовещенском Дворце пионеров. "Ровесник" был известен не только в Приамурье, но и по всей стране, успешно выступал за рубежом.

Многообразные формы связей института с органами народного образования и школами, несомненно, приносили пользу - на кафедрах усиливалась профессионально-педагогическая направленность всей учебно-воспитательной работы, улучшалась помощь сельской школе.

В декабре 1985 г. приказом Министерства просвещения РСФСР Ю.Н. Овцин по собственному желанию был освобожден от должности ректора (работал ректором 15 лет). Новым ректором этим же приказом был назначен кандидат философских наук А.П. Герасименко.

В 1989 г. в порядке эксперимента для значительной части учащихся - целевиков вступительные экзамены проводились одновременно с выпускными экзаменами (Тамбовский, Бурейский, Шимановский и Белогорский районы). Экзамены принимали члены предметных комиссий института и учителя средних школ, к ним были допущены учащиеся, прошедшие профессиональный отбор по методике, разработанной сотрудниками межкафедральной лаборатории содержания образования. Эта лаборатория (руководитель - зав. кафедрой педагогики и психологии доц. В.М. Ступников) в рассматриваемый период вела большую профориентационную работу, в частности, в 1988/1989 учебном году сотрудниками лаборатории была подготовлена и разослана по всем школам области серия методических рекомендаций "Профессиональная ориентация - составной элемент процесса подготовки школьников к трудовой деятельности", в которую вошло девять брошюр, велась работа по организации профклассов.

В 1989/1990 учебном году в соответствии с решением Ученого Совета института работало четыре педагогических класса, созданных на базе СШ №№ 21, 26, 13, 15 областного центра, кураторами которых были преподаватели кафедры педагогики и психологии Л. Н. Герасимова и Н. К. Щепкина.

На физико-математическом факультете стало доброй традицией проводить в дни весенних школьных каникул очную физматшколу с очень насыщенной учебной и культурной программой. Так, в апреле 1987 г., помимо занятий по решению теоретических и экспериментальных задач повышенной трудности, посещения лекций о единой физической картине мира и современных проблемах радиоэлектроники, ребята побывали на концертах художественной самодеятельности, в музеях, на экскурсиях по лабораториям института и вычислительному центру.

С 1985 г. на факультете начальных классов работала школа юного педагога для учеников 9-10 классов г. Благовещенска. Направлениями ее работы были: расширение знаний о труде учителя, развитие у слушателей педагогических качеств, подготовка школьников к поступлению в пединститут.

В 1989/1990 учебном году в "Школе юного археолога" при кафедре истории СССР занималось около 120 учащихся школ г. Благовещенска, занятия проводили два раза в неделю студенты-историки, руководил школой доцент Б.С. Сапунов.

С 1987 - 1988 г. институт перешел на договорную основу взаимоотношений с органами народного образования.

В 1987/1988 учебном году кафедра педагогики, проанализировав программу подготовки студентов к летней педагогической практике, усовершенствовала ее - теоретические занятия в течение учебного года проводились в институте, а практические - в инструктивном пионерском лагере. В 1990 г. инструктивные сборы впервые были проведены на спортивной базе института.

Осенью 1988 г., по настоятельным просьбам облоно, из-за большой нехватки учителей в сельских школах были внесены изменения в проведение педагогической практики на выпускном курсе - студенты делились на два потока и проходили практику в течение 15 недель, часто на вакансиях.

Большое внимание институт уделял работе с выпускниками-стажерами. Так, в 1986/1987 учебном году они получили индивидуальные задания и брошюру "Памятка стажеру", в течение учебного года деканаты и выпускающие кафедры поддерживали связь со стажерами, осуществляли по просьбе молодых учителей письменные консультации и выезжали в районы с целью оказания методической помощи. Стало традицией в мартовские каникулы проводить конференции со стажерами, на которые приглашались студенты всех курсов. Как показала практика, такие конференции проходили содержательно, интересно.

В 1985 - 1986 г. на отделении ОЗО появилась новая форма работы: в межсессионный период студенты, проживающие в Благовещенске, получили возможность раз в неделю в вечернее время посещать лекции, практические занятия, а затем сдавать зачет или экзамен по изученному предмету.

В 1987/1988 учебном году с учетом потребностей области был изменен профиль подготовки учителей физики - в соответствии с планом Минпроса РСФСР впервые было принято 50 человек для обучения по специальности 2105 - "Физика, информатика и вычислительная техника".

В 1988/1989 учебном году институт перешел на работу по новым учебным планам. Преподаватели большое внимание уделяли совершенствованию форм и методов аудиторной и внеаудиторной работы со студентами.

На историческом факультете в 1988/1989 учебном году проходил ряд экспериментов. Так, в учебный план первого курса вместо истории КПСС была включена философия, качество знаний по этому предмету в летнюю сессию составило 83 %; в курсе новейшей истории стран Азии и Африки центр тяжести был перенесен на лекции, где ставились "узловые", ключевые вопросы, осмысление которых позволяло студентам самостоятельно прорабатывать отдельные темы. Была начата работа по модульному изучению и цикловой форме отчетности по некоторым предметам (история стран Азии и Африки - преподаватель кандидат исторических наук, доцент Е.П. Сычевский; история средних веков - преподаватель кандидат исторических наук, доцент О.Н. Бархатова). Студенты получали право выбора формы отчетности - работать по модульной системе или сдавать экзамен в рамках сессии по всему курсу. Блочно-модульная система используется кафедрой всемирной истории до настоящего времени, эффективность ее весьма высока.

На факультете русского языка и литературы применялся метод "погружения" в изучение отдельных дисциплин - в 1988/1989 учебном году среди них были история педагогики, стилистика русского языка, основы научного атеизма.

Эффективен был поиск новых путей и форм оценки знаний студентов. На факультетах студентам предлагались спецвопросы, собеседование, предварительное проведение контрольных работ перед экзаменом, привлечение к оцениванию знаний студентов группы, смена ролей при попарных ответах и т.д. Новый метод приема экзаменов был разработан доцентом кафедры ботаники А.В. Хваном - билеты с вопросами составлялись по крупным разделам, темам. Это служило развитию логического мышления, исключало подсказки, списывание, позволяло привести знания в систему.

В апреле 1989 г. методическая комиссия института провела конференцию по проблеме "Педагогика сотрудничества в вузе". Конференция работала несколько дней, что позволило принять в ней участие преподавателям всех факультетов.

В 1989 году Н.А. Шиндялов (кафедра истории КПСС) защитил докторскую диссертацию.

Идейно-воспитательная работа всех подразделений и организаций была направлена на подготовку учителей-профессионалов, обладающих высокими политическими и деловыми качествами, способных умело применять полученные знания, вести воспитательную и культурно-массовую работу в школе и среди населения. Важное место в ней отводилось информационным встречам с работниками областного, городского, районного комитетов партии и Советов народных депутатов. Среди важных форм идейно-воспитательной работы были "круглые столы", вечера вопросов и ответов, тематические лектории, организация диспутов через дискуссионный клуб "Логос", проведение бесед в группах по актуальным темам современности. В 1989/1990 учебном году на всех факультетах была апробирована новая форма работы - политклуб, где обсуждение политических проблем осуществлялось через предметы по специальности. Работой политклуба руководила доцент кафедры философии А.Д. Кочегарова. На кафедрах стало традицией проведение тематических недель - недели педагогики, психологии, иностранного языка, математики и т. д.

Студенты первого-третьего курсов были слушателями Университета искусств. Так, в 1986/1987 учебном году первокурсники занимались на отделении истории живописи, занятия проводили сотрудники Третьяковской галереи и Русского музея. Студенты второго курса посещали музыкальное отделение - перед ними выступали высококвалифицированные художественные коллективы (Литовский хор радио и телевидения, Узбекский симфонический оркестр, ансамбль песни и пляски Краснознаменного дальневосточного Военного округа и т. д.). Третьекурсники занимались на отделении киноискусства: историю советского кино и современные проблемы киноискусства раскрывали режиссеры, актеры Мосфильма, студии им. Горького.

Большую внеучебную воспитательную работу проводила кафедра педагогики и психологии. Среди направлений этой работы можно назвать педагогический кинофестиваль; деятельность дискуссионного клуба "Прометей", где рассматривались проблемы молодежных неформальных объединений, новаторской педагогики; педагогические конференции, диспуты по проблемам учительской и студенческой этики и т. д. Были организованы еженедельные консультации для кураторов и преподавателей института по проблемам психологии и проблемам воспитательной работы.

В декабре 1987 г. на основании личного заявления А.П. Герасименко был освобожден от должности ректора.

В 1987 г. впервые были проведены выборы ректора института. На общеинститутской конференции сотрудников и студентов института общим количеством голосов 97% был избран Василий Михайлович Ступников, занимавший должность проректора по науке.

В структуре института в конце 80-х годов было 7 факультетов, 36 кафедр, в том числе 10 общеинститутских, 2 проблемные лаборатории, агробиостанция, спортивно-оздоровительный лагерь. Подготовка студентов велась по 15 специальностям. Контингент студентов - 3325 человек на стационаре и 1656 на заочном отделении. Учебные занятия проводились в две смены. Возможности для открытия новых лабораторий, для нормального проведения консультаций были крайне ограничены из-за недостатка аудиторного фонда.

Требовалось расширить жилищный фонд как для преподавателей, часть из которых проживала в студенческих общежитиях, так и для студентов. Авторитетная комиссия запретила эксплуатацию общежития № 1, построенного в конце 30-х годов. Здание требовало капитального ремонта, который с учетом износа требовал больших затрат, чем строительство нового общежития. При поддержке местных органов власти ректору удалось убедить Министерство образования принять предложенный план расширения материальной базы института. План предусматривал на первом этапе - 1988 - 1992 гг. - строительство секционного двухблочного студенческого общежития на 450 мест и 75-квартирного дома для сотрудников института, а на втором этапе - 1993 - 1995 гг. - строительство еще одного студенческого общежития, учебного корпуса для факультета ФКиС с современными игровыми залами и учебными аудиториями и жилого дома для сотрудников института.

Выполнить полностью данную программу в условиях 90-х годов, как показали события, проходившие в стране, не представлялось возможным. Если в 1950 году СССР тратил 10% национального дохода на образование против 4% в США, то в 1988 г. соотношение стало: в СССР - 7%, в США - 12%. В 1992 г. в России этот показатель составил - менее 4% и, к сожалению, остался таким до 2000 года.

При подобном финансировании выполнить даже первую часть программы по строительству было крайне сложно.

Сложившаяся ситуация потребовала от ректора значительных усилий не только для получения ассигнований на строительство в Министерстве, но и для быстрого освоения тех сумм, которые выделялись. Благодаря поддержке УКСа горисполкома во главе с В.Ф. Кабаковым удалось в начале 90-х годов построить жилой 75-квартирный дом для сотрудников института, что несомненно, разрядило, хотя и не полностью, острую ситуацию с обеспечением квартирами преподавателей. В эти же годы было построено студенческое общежитие на 450 мест, что позволило перевести всех студентов обвального общежития № 1 в новое.

В 1995 - 1997 гг. был построен на агробиостанции учебно-лабораторный корпус, общей площадью 612 кв.м. В эти же годы администрация города передала БГПУ два здания (бывший учебный корпус ПТУ и один из корпусов технологического института). После капитального ремонта, в котором активное участие приняли преподаватели и студенты факультетов педагогики и методики начального образования и индустриально-педагогического, данные факультеты были переведены из центрального корпуса в отдельные учебные здания. Это до некоторой степени разрядило напряженную ситуацию с аудиторным обеспечением в центральном корпусе.

В эти же годы построено вместительное овощехранилище в летнем спортивно-учебном комплексе факультета физвоспитания, что позволило хранить необходимое количество овощей для обеспечения питания не только студентов ФКиС на летних учебных занятиях, но и сотрудников и студентов в лагерях отдыха.

В эти напряженные годы, когда ректору пришлось часто выезжать в Министерство образования по вопросам строительства, а также решать многие вопросы по ходу строительства, большая нагрузка легка на плечи проректоров Ю.А. Лысова, В.Б. Карацубы, А.И. Клинкова, Ю.В. Малиновского, а также деканов факультетов и зав. кафедрами по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Несмотря на крайне скудное финансирование, в начале 90-х годов по прежнему особое внимание уделялось техническому обеспечению учебного процесса. В эти годы были оборудованы 4 класса вычислительной техники (2 - КУВТ "Ямаха МХ-2" на 24 рабочих места, 1 - КУВТ "БК0011" на 12 мест, 1 - КУВТ "Поиск" на 16 мест). В научной работе преподавателей использовались 10 единиц IBM - совместимых ЭВМ. В соответствии с современными требованиями было закуплено импортное оборудование для химического кабинета, обновлено оборудование для лингафонных кабинетов, библиотечный фонд постоянно пополнялся новой учебной и научной литературой.

Потребность во введении новых организационных мероприятий вызвала некоторые изменения в структуре института. В 1990 году создается историко-филологический факультет на базе двух: исторического и русского языка и литературы. Деканом данного факультета избрана кандидат филологических наук доцент О.Н. Щербань проработавшая в этой должности 10 лет.

В 1993 году на базе физико-математического факультета открывается новый факультет - индустриально-педагогический. Деканом избран кандидат физико-математических наук, доцент В.И. Польшин.

В 1990 году кафедра педагогики и кафедра психологии объединены в одну кафедру педагогики и психологии. Заведующим кафедрой избран кандидат педагогических наук, доцент Вик. М. Ступников.

Уровень подготовки выпускников вуза зависит от профессорско-преподавательского состава и коллектива технических сотрудников. На 36 кафедрах в 1995 году работало 416 преподавателей, в том числе 397-штатного состава. Ученые звания имело 134 человека (32,2%), профессоров и докторов наук -- 7 человек (1,7%), доцентов и кандидатов наук - 127 (30,5%), на факультете иностранных языков работали по контракту три преподавателя китайского языка из КНР.

Основными источниками комплектования кадров являются аспирантура, докторантура, школы, учебные заведения и вузы города.

Администрация института в первую очередь обращала внимание на рост педагогического мастерства и повышение научной квалификации преподавателей через систему ФПК, ИПК, стажировок, в т.ч. и за рубежом. Так, только с 1990 по 1994 гг. повысили квалификацию свыше 80 человек. В 1997 году при кафедре педагогики создается двухгодичная "Школа молодого педагога", в которой изучаются основы вузовской методики и основы научно-исследовательской работы. Школу посещают преподаватели не только БГПУ, но и других высших учебных заведений.

Основной формой подготовки научно-педагогических кадров является обучение перспективной молодежи в целевой аспирантуре при ведущих научно-педагогических центрах страны. Под руководством ректора была разработана программа поддержки аспирантов: доплата к стипендии из внебюджетных средств для обучающихся очно, материальная помощь работающим над диссертациями. В ряде случаев институт брал на себя расходы аспирантов по проведению экспериментов, оказывалась и разовая материальная помощь на завершающем этапе защиты диссертации. Редакционно-издательский совет института готовил к печати в первую очередь материалы аспирантов и соискателей.

С 1991 года идет поступательный рост обучающихся в аспирантуре при других вузах. Кандидатские диссертации защитили следующие аспиранты: в 1991 году - В.П. Елфимов, Т.Н. Лукьянченко, А.П. Забияко; в 1992 году - Н.А. Ольхова, О.Н. Русецкая, И.Г. Карбушев, М.А. Плотникова, В.А. Одинцова; в 1993 году - Е.Ф. Алутина, А.И. Донченко, Е.В. Машиньян, И.Б. Кайкова; в 1994 году - М.В. Сарапас, А.А. Машиньян, А.Н. Кузина.

Научные исследования осуществлялись в тесном контакте с научными учреждениями, в частности с Амурским комплексным научно-исследовательским институтом ДВО РАН. Установлены прочные связи с Российским государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена, Московским государственным педагогическим университетом. Новосибирским государственным университетом, а также с педагогическим институтом г. Хэйхе, Харбинским университетом (КНР).

В научных исследованиях принимало участие 320 преподавателей кафедр (из них 134 - кандидаты и доктора наук), две проблемные лаборатории и научно-исследовательский центр. В институте сложились и развивались две научные школы, во главе которых стояли профессора Н.А. Шиндялов и Н.К. Шульман.

С 1989 года по 1995 год институтом было проведено 6 крупных межвузовских научно-практических конференций и симпозиумов "Исторический опыт открытия, заселения и освоения Приамурья и Приморья в XII-XX в.в.", посвященная 350-летию похода В.Д. Пояркова на Амур (1993г.), Международный симпозиум по проблемам экологии Амурской области (1993г.), Российско-китайский семинар по проблемам вузовской методики (1995г.) и др. За период 1992-1994 г.г. на основе научных исследований институтом было издано 16 учебных пособий, 2 монографии, 9 сборников научных трудов, опубликовано 150 статей, 97 методических рекомендаций.

Наиболее активной была научно-исследовательская деятельность на кафедрах химии (зав. кафедрой доцент Л.Г. Колесникова), географии (доцент Н.Г. Павлюк), немецкого языка (доцент Г.Н. Иванина), начального обучения (доцент С.К. Буслова).

В 1992 - 1994 года научно-исследовательская работа проводилась в среднем по пяти госбюджетным темам. Среди них: "Гармонизация взаимоотношений, хозяйственных, социальных и природных систем на территории Амурской области", "Формирование методологических и методических основ гуманитарного образования (школа-вуз)", "Разработка системы методической подготовки учителя физики в условиях реализации региональной программы развития образования", "Системность в обучении и воспитании младших школьников".

Хоздоговорные научные исследования проводились по шести темам в год, в том числе таким как "Разработка технологий организации начального этапа непрерывного педагогического образования в условиях районного педагогического класса", "Паспортизация памятников археологии Амурской области", "Разработка системы непрерывного экологического образования в соответствии со смешанной моделью" и др.

Учебно-воспитательная работа со студентами основывается на научной и профессиональной направленности, выражающейся как в развитии форм самостоятельного изучения программного и сопряженного с ним учебного материала, так и в акцентировании внимания на дидактические принципы школьной методики преподавания конкретных дисциплин и специфике современного воспитательного процесса в школе.

Частые изменения и коррективы, вносимые в учебный и воспитательный процесс школы, требовали пересмотра основной учебно-методической документации института. С 1988/1989 учебного года институт работал по новым учебным планам с недельной нагрузкой 28 часов, а студенты 2-4 курсов с пятилетним сроком обучения имели 30-ти часовую недельную нагрузку. Это позволило прежде всего повысить уровень самостоятельной работы студентов в читальных залах и увеличило возможность вовлечения большего количества студентов в исследовательскую деятельность.

Ректорат, деканаты, кафедры и методические объединения вели постоянный поиск форм активизации учебного процесса: читались лекции по проблемам методики, в т.ч. и организации самостоятельной работы, значительно расширялась сфера использования технических средств обучения. Ежегодно на кафедрах обновлялись содержание и методика преподавания основных учебных курсов с учетом достижений науки, новых учебных программ и потребностей школы.

Особую роль в улучшении преподавания и повышения качества знаний играли институтские и факультетские методические комиссии.

Общеинститутскую методическую комиссию много лет возглавляла профессор кафедры литературы М.С. Юсупова, имеющая опыт работы в школе и в совершенстве владеющая вузовской методикой. Методическая комиссия института руководила факультетскими методическими комиссиями, которые организовывали взаимопосещение и анализ различных учебных занятий, обобщали опыт лучших преподавателей, развивали систему наставничества опытных педагогов над молодыми коллегами, проводили методические семинары по различным проблемам "Культура речи преподавателя", "Педагогическая этика", "Экологические аспекты дисциплин естественно-математического цикла", "Перспективы информатизации учебного процесса" и многие другие.

Общеинститутская методическая комиссия ежегодно проводила научно-методические конференции, результаты которых обобщались в тематических сборниках. Так, в 1993 г. на конференции "Активизация познавательной деятельности студентов на практических и семинарских занятиях" было заслушано и обсуждено 65 докладов, а в 1994 г. большой интерес не только у преподавателей института, но и учителей школ города вызвала методическая конференция "Студент и творчество". В 49 докладах раскрывались различные аспекты не только творческого подхода к обучению и воспитанию будущего учителя в вузе и в школе в условиях педагогической практики, но и пути вовлечения студентов в решение творческих задач.

Девяностые годы характерны поиском путей воспитания нравственности, добропорядочности и человечности будущего учителя, его заинтересованности в получении знаний, в самовоспитании, в расширении своего культурного уровня и повышении профессионализма.

Иными словами, институт переходит в новое качество: он становится таким учебным заведением, в котором ведущим направлением становится создание условий для самовоспитания и саморазвития будущего учителя.

Самостоятельная работа студентов организовывалась по всем кафедральным дисциплинам. Объем и содержание самостоятельной работы, сроки и формы отчетности студентов по её выполнению отражались в рабочих программах преподавателей. Вся информация доводилась до студентов на вступительных лекциях, семинарских и лабораторных занятиях и консультациях, определенных специальным расписанием.

Многие кафедры института в эти годы внедряли блочный модульный метод, одним из авторов которого являлся доцент Ф.М. Вивдич. Этот метод предполагает тщательный отбор и распределение фактического материала между различными видами учебных занятий, четкую последовательность подачи изучаемого материала как в аудитории, так и вне её. И хотя составление модуля требует значительных временных затрат преподавателя, эта система обеспечивает индивидуальный контроль за усвоением каждого блока студентами, а следовательно, дает высокий эффект успеваемости.

По блочной и модульной системам успешно работали доценты кафедры физики В.В. Арендарчук, Б.И. Стрелец, доценты кафедры всеобщей истории О.H. Бархатова, Е.П. Сычевский, доцент кафедры ботаники А.В. Хван, доцент кафедры русского языка Л.М. Шипановская, доценты кафедры педагогики и психологии Л.А. Ступникова, Л.B. Медведева и другие.

Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность значительно повысило качество курсовых работ, основанных на самостоятельной разработке темы. Качественно улучшался и научный уровень дипломных работ.

Активизация учебного процесса повысила и результаты текущих экзаменов. Так, если в I989 г. качество знаний было 37,7%, то в 1994/95 учебном году оно возросло до 43,1%,

В 1889 г. факультет общественных профессий на основании приказа Министерства народного образования РСФСР был преобразован в факультет педагогических профессий. Основной целью его стало предоставление студентам возможностей для расширения и углубления профессионально-педагогических знаний и умений, близких к профилю избранной специальности и ориентированных на интересы и увлечения школьников. ФДПП проводит практическую подготовку учителя к внеклассной и внешкольной работе в школах, гимназиях, лицеях, в школах с эстетическим уклоном.

На факультете действовало 40 художественно-эстетических и профильных отделений, их них 24 общеинститутских. Занятия вели 45 преподавателей. Только в 1992 - 1993 учебном году на факультете обучались 998 человек. Были открыты такие отделения, как "Организатор воспитательной работы с "трудными подростками", "Организатор воспитательной работы в школе", клуб "Этикет", "Школа женского обаяния".

Результативность работы ФДПП обеспечивается привлечением к руководству его отделениями специалистов художественно-эстетического направления: актеров, музыкантов, художников преподавателей института. Основной задачей всех отделений является выработка у студентов художественных умений и навыков, потребности заниматься художественной самодеятельностью в школах, сельских клубах, быть полпредами культуры в широком смысле этого слова.

Благодаря ФДПП все праздники, иные мероприятия - День посвящения в студенты, Праздник последнего звонка, День защитников Отечества, День Учителя, День Победы, День весны, представления "Алло, мы ищем таланты", "Мисс БГПУ", "Мистер БГПУ", "Юморина", конкурсы, гитарной песни и бального танца, КВН - собирают студентов всех вузов города.

Творческие коллективы КВН института показали свои программы в Воронеже в 1992 г., на третьем международном фестивале студенческих коллективов КВН в 1994 г. Дважды команда выступала в Хабаровске и заняла второе место среди команд КВН Дальневосточной лиги. Два танцевальных ансамбля - "Вишенка" и бальных танцев - в 1993 г заняли призовые места в Благовещенске.

В 1994 г. городской отдел культуры Благовещенска наградил пединститут Дипломом первой степени, а художественный коллектив ценными подарками. Неоднократно студенты и преподаватели института были постоянными участниками благотворительных концертов.

Таким образом, факультет дополнительных педагогических профессий - одна из массовых форм участия студентов в общественно-политической жизни города и области.

Декан ФДПП, старший преподаватель Т.В. Лесина, и проректор по воспитательной работе Людмила Петровна Карацуба энергично и вдохновенно трудились на ниве воспитания культурного, современного и всесторонне развитого учителя.

Сотрудники института проводили большую работу по укреплению связей со школами города и области, проводили показательные уроки и внеклассные мероприятия, посещали уроки лучших учителей с группами студентов, читали лекции в "родительских университетах", на классных родительских собраниях, консультировали работников школы по разнообразным проблемам воспитательно-учебного процесса, обеспечивали курсы повышения квалификации учителей, привлекали учителей к участию в научно-практических конференциях, обобщали и накапливали в педагогическом и методических кабинетах материалы передового педагогического опыта.

В январе и декабре 1990 года в Москве состоялись совещания руководителей вузов и средних специальных заведений, обсудившие проблемы работы учебных комплексов, действующих при высших учебных заведениях. Главной задачей комплексных объединений была определена отработка новых перспективных подходов к подготовке специалистов разного уровня, Учебный комплекс не являлся механическим объединением различных звеньев образования, а предполагал качественные изменения в содержании и формах совместной деятельности.

На факультетах педагогики и методики начального обучения был разработан план двухступенчатой подготовки "педучилище - вуз" на базе педагогического училища № 1; создан учебный комплекс "школа - вуз" по приему и ускоренному обучению на факультете выпускников педучилища (на 3 курс); историко-филологический факультет разработал сквозной план по специальности русский язык и литература для комплекса "педучилище-вуз"; индустриально-педагогический факультет установил деловые связи с педучилищем № 2; физико-математический факультет открыл физматшколу; естественно-географический факультет проводил активную работу по проблемам экологии.

В марте 1989 г. по инициативе кафедры педагогики и психологии была проведена региональная научно-практическая конференция "Проблемы перестройки трудовой подготовки учащихся в совместной деятельности школ и базовых предприятий". На секциях "Политехническая подготовка учащихся", "Трудовое обучение и воспитание школьников", "Профессиональная ориентация молодежи", "Содержание и организация общественно-полезного производительного труда" выступали ученые Москвы и Ленинграда, Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока. Особое внимание во многих выступлениях уделялось потребности совершенствовать отбор выпускников .педагогически одаренных и специально подготовленных для обучения в педагогических средних и высших учебных заведениях.

В 1989/1990 учебном году в школах области работало 8 педагогических кружков , 5 факультативов, 3 школы юного педагога, 16 педклассов. Занятия с выпускниками школ проводили опытные преподаватели кафедр русского языка, литературы, алгебры и геометрии, химии и ботаники, филологических наук, английского языка.

В проведенном эксперименте приняло участие 130 учащихся, из них 101 сдал экзамены и был зачислен в институт.

По инициативе института с 1991 года в 16 районах области работали педагогические классы, которые действовали на районной базе, в хорошо оснащенных общеобразовательных школах, имеющих высококвалифицированных педагогов, куда съезжались на один день учащиеся из школ района для проведения теоретических занятий.

В период двухгодичного обучения учащиеся получали знания по основам теории методики воспитания и психологии. Для учащихся районных педагогических классов преподаватели института проводили консультации по программе вступительных экзаменов во время зимних каникул. В период весенних каникул также проводились занятия и консультации для выпускников педклассов.

Все это потребовало разработки специальных диагностических методик по оценке уровня сформированности профессиональных намерений учащихся и осуществления коррекции профессионального выбора. Сотрудники кафедры педагогики и психологии подготовили следующие методические материалы: "Профориентационное дело учащегося и психолого-педагогические методики по профдиагностике" - авторы доцент - Л.А. Ступникова, ст. преподаватель Л.В. Медведева; "Педагогический класс в школе. Первый год обучения" - кандидаты педагогических наук Л.Н. Герасимова, Н.К. Щепкина, Л.А. Мельникова; "Педагогический кружок в школе" - кандидаты педагогических наук Л.Н. Герасимова, Н.К. Щепкина, А. Г. Закаблук, ст. преподаватель А.М. Барковская. Всего было опубликовано и разослано в школы области 7 брошюр.

С целью привлечения выпускников сельских школ на остродефицитные специальности института, вступительные экзамены в 1990 году, как и в 1989 году, в порядке эксперимента для значительной части учащихся целевиков проводились одновременно с выпускными экзаменами в средних школах Тамбовского, Бурейского, Магдагачинского, Серышевского и Октябрьского районов. Экспериментальный прием абитуриентов осуществлялся на отделения: математика-физика, физика-информатика, русский язык и литература, биология-химия, английский язык.

В рамках эксперимента экзамены сдавало 226 человек. По итогам экзаменов были рекомендованы к зачислению 129 человек.

Опыт проведенного эксперимента показал необходимость дальнейшего совершенствования и расширения его на другие районы области.

Таким образом, совместная работа института с органами народного образования по профориентации на профессию учителя дала свои положительные результаты. Так, в 1992/1993 учебном году по целевому набору было принято 36 человек; в 1993/1994-м - 168 человек, 1994/1995-м - 186 человек.

С 10 по 20 января 1995 года в БГПИ, в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации № 507 от 28.12.94 г., работала Государственная аттестационная комиссия в составе: председатель комиссии: М.Н. Костикова, начальник Главного управления педагогического образования Министерства образования Российской Федерации; члены комиссии: В.Н. Данюков, ректор Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института, доцент, кандидат биологических наук, заместитель председателя Государственной аттестационной комиссии; М.И. Костенко, проректор по учебной работе Хабаровского государственного педагогического университета, доцент, кандидат физико-математических наук; А.А. Шумейко, проректор по научной работе Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института, профессор, кандидат педагогических наук; Л.В. Блинов, проректор по научной работе Биробиджанского государственного педагогического института, доцент, кандидат педагогических наук; В.Ф. Лобанов, декан исторического факультета Хабаровского государственного педагогического университета, доцент, кандидат исторических наук; А.П. Симонов, декан факультета физической культуры и спорта Хабаровского государственного педагогического университета; а также заведующие кафедрами, профессора и доценты соответствующих специальностей вузов Сибири и Дальнего Востока: Р.Е. Мохова, Г.В. Оглоблин, Р.И. Цветкова, В.Г. Банин, Н.И. Жукова, Э.М. Рянская и заместитель начальника управления образования администрации Амурской области Н.П. Макарьева.

В ходе работы комиссии установлено следующее. За период с 1930 по 1995 гг. в институте подготовлено свыше 30400специалистов. В 1995 г. институт вел подготовку по трем группам специальностей: естественнонаучной, гуманитарной, а также трудового, физического и эстетического обучения и воспитания, по дневной и заочной формам обучения. Всего специальностей 15, специализаций 8. По состоянию на 10 января 1995 г. общий контингент студентов составлял 4578 человек. Профессорско-преподавательский состав насчитывал 416 человек. Общее число преподавателей с учеными степенями и званиями - 134 человека (32,2%). Более 50% преподавателей имеет опыт работы в школе. Научно-педагогический стаж более 10 лет имеет 89% преподавателей.

Экспертиза учебно-воспитательной работы установила наличие определенной системы профориентационной работы. Работали педагогические классы довузовской подготовки для поступающих на дневное и заочное отделения. Совместно с государственными органами управления образования осуществлялся целевой набор из всех 26 сельских районов Амурской области. Использовалась практика договоров с полным или частичным возмещением затрат. На факультете педагогика и методика начального обучения был разработан и внедрялся план двухступенчатой подготовки "педучилище - вуз" на базе педучилища № 1, создан учебный комплекс "школа - вуз" на базе 18 общеобразовательных школ.

В последние три года (1992 - 1994) практиковались две формы государственной аттестации студентов: сдача госэкзаменов и защита дипломных работ. Государственные экзамены успешно сдавали свыше 97% выпускников, при этом качество знаний было на уровне 46%. Качество знаний студентов пятых курсов в ходе тестирования на "хорошо" и "отлично" составило - 69%. Комиссия отметила в целом соответствие учебного процесса уровню современных требований, надлежащий качественный уровень профессиональной подготовки студентов выпускных курсов.

Научные исследования осуществлялись в тесном контакте с такими научными учреждениями, как АмурКНИИ ДВО РАН, Российским государственным педагогическим университетом, Новосибирским университетом, ХГПУ, Харбинским университетом и др. Ежегодно проводились региональные и международные научно-практические конференции. За период 1992-94 гг. издано 16 учебных пособий, 2 монографии, 9 сборников научных работ, опубликовано 150 научных статей. За эти же годы контингент преподавателей, обучающихся в аспирантуре, возрос с 14 до 38 человек. Комиссия отметила, что НИР в целом соответствует профилю института.

Заключение комиссии: "Аттестовать Благовещенский государственный педагогический институт по всем специальностям подготовки специалистов по дневной и заочной формам обучения сроком на 5 лет".

Наряду с положительным заключением, комиссия рекомендовала уделить больше внимания кадровому потенциалу института, предусмотрев открытие аспирантуры, обеспечить учебный процесс и научную деятельность современной вычислительной аудио- и видеотехникой, ввести в практику систематическое тестирование студентов.

Ученый совет института 2 февраля 1995 г. с учетом рекомендаций Аттестационной комиссии принял план мероприятий по выполнению данных рекомендаций:

1. В программе "Кадры", принятой на ученом совете, предусматривалось финансирование из внебюджетных средств оплаты проезда преподавателей, готовящихся для поступления в аспирантуру, в центральные и дальневосточные вузы страны. В 1995 г. на 68 научных командировок преподавателей было затрачено 200 млн. рублей. В дальнейшем, в 1996 -1999 гг., затраты на научные командировки, оказание материальной помощи аспирантам и докторантам ежегодно составляли от 220 до 250 млн. рублей. Эти меры позволили увеличить количество обучающихся в аспирантурах центральных и дальневосточных вузах.

2. В 1995 г. была открыта аспирантура по 4 специальностям, а в 1996 г. - совет по защите кандидатских диссертаций по специальности "отечественная история". Всего за 1995-1999 гг. в аспирантуре БГПУ обучалось 52 человека.

3. Начиная с 1995 г. ежегодно выделялось не менее 20% внебюджетных средств на приобретение вычислительной, аудио- и видеотехники.

4. В 1995 г. создан Педагогический лицей. Лицей, в соответствии с Законом "Об образовании" РФ, получил статус юридического лица, хотя одновременно являлся структурным подразделением факультета довузовского образования БГПИ. Директором лицея была назначена доцент кафедры педагогики Л.В. Медведева. Именно Л.В. Медведевой принадлежит заслуга создания сплоченного, творчески работающего коллектива учащихся и педагогов, разработка и внедрение основных принципов жизнедеятельности лицея. В 1997 - 1999 гг. 148 учащихся успешно окончили лицей и продолжают учебу в БГПУ. Лицеистам, занимавшимся в профильных группах по программам первого курса БГПУ, предоставляется возможность поступления на форму обучения экстернат с тем, чтобы за один - два месяца сдать предусмотренные учебным планом зачеты и экзамены и быть переведенными на второй курс.

В 1996 г., с учетом успешной аттестации института по всем специальностям и оперативного выполнения рекомендаций Аттестационной комиссии, ректор обратился в Амурский областной совет ректоров с предложением о переводе БГПИ в статус университета. Получив согласие от Совета ректоров вузов Амурской области, ректорат БГПИ направил необходимые документы и рекомендации УМО в Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 23.12.96 г. № 516 БГПИ был преобразован в Благовещенский государственный педагогический университет.

Новый статус педагогического университета потребовал от коллектива вуза более творческой и целенаправленной работы. Несмотря на скудное финансирование, ректорат по-прежнему оказывал материальную помощь за счет внебюджетных средств молодым преподавателям, проявившим способности и желание повышать свой профессиональный уровень через обучение в аспирантуре и докторантуре. Только за 1995 - 1999 гг. 38 преподавателей защитили кандидатские диссертации и 4 - докторские. В 1995 - 1997 гг. защитили кандидатские диссертации Т.Д. Каргина, И.А. Клепикова, И.В. Голубченко, А.В. Лейфа, И.И. Лейфа, А.А. Машиньян, В.В. Жидков, Е.И. Маликова, Н.И. Болотина, З.А. Романова, В.В. Духанина, Т.Г. Решетнева, Е.А. Оглезнева, И.Г. Ищенко, О.К. Шарутина, С.И. Красовская, Д.П. Болотин, Е.В. Воропай, Н.А. Шахова, А.В. Чуб, С.Г. Алексеева, В.В. Каблуков, Е.В. Шишмакова, К.Е. Глазунова; в 1998 - 1999 гг. докторские диссертации - А.П. Забияко, С.В. Ланкин, А.И. Донченко, С.В. Барышников; кандидатские диссертации - И.А. Федотова, А.Н. Семочкин, Е.Н. Тарасова, Н.В. Ермак, А.Н. Стрельцов, Л.П. Панова, Р.Р. Ветчинкина, А.В. Иванов, Г.Ю. Ладисов, Г.Т. Чайкина, Н.В. Киреева, А.А. Киреев, А.В. Баранов, О.А. Семочкина, А.А. Забияко, С.П. Мащенко, О.П. Коломеец, Н.А. Кора, В.А. Кашина.

В результате принятых мер по решению кадровой проблемы количество преподавателей с учеными степенями и званиями увеличилось: в 1999/2000 учебном году - в штате БГПУ - 29 докторов наук и 206 кандидатов и доцентов, что составляло 55,3% (в 1955 г. - 32,2%).

Для успешной научной работы продолжалось насыщение кафедр, библиотеки и других структурных подразделений вычислительной техникой.

Компьютерный парк университета составлял 119 единиц IBM- совместимых вычислительных машин (с процессорами PENTIUM-100 и выше - 107, с процессорами Intel 80486 -12) и 25 компьютеров Yamaha MSX2.

Учебный процесс обеспечивала кафедра теоретической физики и вычислительной техники. Компьютерный парк кафедры составлял 45 единиц IBM- совместимых вычислительных машин с процессорами PENTIUM-100 до PENTIUM-366. Для учебного процесса оборудовано 4 класса IBM-совместимых вычислительных машин по 10 рабочих мест, объединенных в локальную компьютерную сеть и 1 класс КУВТ Yamaha MSX2 (сетевой) на 25 рабочих мест.

В сентябре 1998 г. кафедра теоретической физики и вычислительной техники выиграла Грант фонда "Евразия" в конкурсе проектов по развитию Интернета на Дальнем Востоке. В процессе реализации проекта по гранту фонда оборудованы рабочие места с постоянным подключением к Интернету (учебный класс университета - 10 компьютеров, Гете-центр университета - 2 компьютера и кафедра ТФиВТ - 4 компьютера). Проведен учебный курс "Работа с информационными ресурсами Интернет" для преподавателей, аспирантов, сотрудников и студентов университета (168 человек). Предоставлен бесплатный доступ к ресурсам Интернета и электронной почте преподавателям, аспирантам, сотрудникам, студентам университета.

В 1999 г. в университете создан информационный центр, в задачи которого входит:
- реализация программы информатизации университета, принятой в 1997 г.;
- внедрение современных информационных технологий во все сферы деятельности университета;
- оснащение техническими средствами информатизации и коммуникации и информационно-техническая поддержка подразделений;
- внедрение системы подготовки и переподготовки преподавателей и сотрудников университета в области новых информационных технологий;
- реализация интеграции в мировую информационную систему и обеспечение доступа к современным информационным супермагистралям, к глобальным базам данных в области образования, науки, культуры и др. путем включения в программу создания единого информационного образовательного пространства России.

Внедрение новых информационных технологий обеспечило:
- Поиск учебной, методической и научной информации для преподавателей аспирантов и сотрудников университета, поддержку наработанных научных связей, опубликование научных статей в различных научных интернет-изданиях, участие в научных конференциях, широкое использование мировых информационных ресурсов в процессе подготовки материалов для кандидатских и докторских диссертаций, участие в международных, программах развития новых информационных технологий применительно к сфере образования.
- Участие студентов во всероссийских и международных дистанционных олимпиадах, конференциях, в программах дистанционного образования.
- Преподавание спецкурсов "Основы работы в Интернет", "Дизайн Web-страниц" для лицеистов, школьников и студентов младших курсов физико-математического факультета.
- Организацию электронной связи между университетом и Министерством образования РФ, с другими вузами страны.
- Создание университетского Web-сайта.

В информационном центре, бухгалтерии и библиотеке университета созданы локальные сети. В 2000 г. начато создание общеуниверситетской компьютерной сети.

Персональные компьютеры были установлены и использовались в 90% подразделений университета: ректорат, научная часть, РИО, учебный и экономический отделы, отдел кадров, библиотека, бухгалтерия, деканаты, большинство кафедр, учебные и научные лаборатории. Разрабатывался проект создания единой локальной компьютерной сети университета с выходом в глобальную информационную сеть.

Библиотека университета укомплектована программным обеспечением для решения основных производственных задач: программа "Библиотека 4.0"; системы подготовки документов; мультимедиа CD и др. Библиотека университета имеет отдельный выход в Интернет. В 2000 г. научная библиотека университета выиграла грант Института "Открытое Общество" в конкурсе проектов "Открытая библиотека", в ходе реализации которого будет предоставлен свободный доступ к библиотечному фонду БГПУ и мировым информационным ресурсам.

Создание во второй половине 90-х годов в БГПУ собственной типографии позволило оперативно готовить необходимые учебные и учебно-методические пособия. Только за 1998 - 2000 гг. в типографии отпечатано более 80 тыс. экземпляров учебных и учебно-методических рекомендаций и пособий.

В 1997 - 1999 гг. профессорско-преподавательский состав БГПУ вел напряженную работу по совершенствованию учебных планов и программ подготовки необходимых учебных пособий. В соответствии с лицензией Министерства образования РФ БГПУ вел образовательную деятельность по 16 программам высшего профессионального образования. Согласно лицензии БГПУ имеет право на реализацию программ дополнительного профессионального образования: профессиональная переподготовка руководящих работников и специалистов по профилю вуза; повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю вуза; подготовка к поступлению в вуз.

В 2000 г. получены лицензии на подготовку специалистов еще по 3 специальностям: "Менеджмент в социальной сфере со специализацией менеджмент в системе образования", "Социальная педагогика", "Естествознание".

На послевузовском уровне БГПУ обеспечивает подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации по 6 программам послевузовского профессионального образования: "Отечественная история", "Физика полупроводников", "Химическая физика", "Органическая химия", "Германские языки", "Общая педагогика".

Среди новых явлений в структуре подготовки специалистов в эти годы стало создание на базе БГПУ Амурского учебно-научно-педагогического комплекса, в который вошли три педагогических колледжа г. Благовещенска. Это позволило обеспечить взаимный поиск и апробацию различных перспективных форм профессиональной педагогической подготовки молодежи, ввести средние специальные учебные заведения в вузовскую среду, создать особые траектории образовательной карьеры через разнообразный выбор новых специальностей на стадии высшего звена единого комплекса "среднее педагогическое заведение - вуз". Так ступенчатая система подготовки специалистов через реализацию сквозных учебных планов успешно осуществляется по следующим специальностям: филология, педагогика и методика начального образования, математика - с педагогическим колледжем №1; дошкольная педагогика и психология - с педагогическим колледжем № 2; физическая культура и спорт - с педагогическим колледжем № 3. В апреле 2000 г. решением Совета университета в комплекс включен Амурский ИППК.

Таким образом можно считать, что в Амурской области создана региональная система непрерывного педагогического образования, включающая педагогические классы, педагогический лицей, педагогические колледжи, педагогический университет, институт повышения и переподготовки педагогических кадров.

Во второй половине 90-х годов научная деятельность университета была тесно связана с учебным процессом, носила многоплановый характер и была направлена на приоритетное развитие фундаментальных и прикладных исследований. В соответствии с профилем подготовки специалистов БГПУ проводились научные исследования по следующим проблемам:

1. Разработка нормативного, программного и методического обеспечения работы учебных заведений нового типа.

2. Психолого-педагогические аспекты перехода к многоуровневой структуре непрерывного педагогического образования.

3. Разработка и внедрение комплексной программы экологического образования и воспитания в Амурской области.

4. Систематичность в обучении и воспитании младших школьников.

5. Формирование методических и методологических основ гуманитарного образования.

6. Концептуальные основы формирования естественнонаучного образования.

Исследования и разработка всех указанных тем обусловили публикации 10 учебных пособий, 26 научно-методических рекомендаций, 181 статьи, в том числе в двух зарубежных изданиях. Общий тираж изданной продукции составил 4198 экземпляров, что значительно пополнило научную библиотеку университета. Активизировалось участие профессорско-преподавательского состава в различных семинарах, совещаниях, конференциях. За последние годы на базе университета было проведено более 25 научно-практических и методических конференций.

В 1995 году совместно с китайскими археологами проводилось исследование памятников археологии Амурской области, два студента - историка приняли участие в международной студенческой конференции в Новосибирске.

В 1997 году на базе университета состоялось 6 крупных научных и научно-практических конференций. Среди них необходимо отметить международную конференцию "Экологическое образование на Востоке России", в которой, кроме российских, приняли участие ученые из ФРГ, США, Японии, Южной Кореи и КНР. По результатам конференции опубликовано 8 сборников научных статей и учебных пособий.

В мае 1999 г. в университете прошла международная конференция "Школа без наркотиков", в которой приняло участие более 300 представителей Дальневосточного региона и КНР, а в мае 2000 г. - межвузовская научно-практическая конференция преподавателей и студентов вузов г. Благовещенска, посвященная 55-летию победы в Великой Отечественной войне. От БГПУ было представлено 43 доклада.

Поддержку администрации получило предложение кафедры немецкого языка по установлению научных контактов и обмену преподавателей с культурным фондом Гёте в Германии. Положено начало сотрудничеству, которое в последние два года получило существенное развитие.

Научная стажировка заведующей кафедрой французского языка во Францию способствовала развитию контактов между Дальневосточным региональным центром по лингвистике и отделением французского и английского языков. Планируется совместная работа в области культуры, науки и образования.

Международное сотрудничество кафедр позволило опубликовать ряд совместных исследований (тезисы международной конференции в Хабаровске), пополнить библиотечные фонды аутентичной литературой.

Для дальнейшего подъема культурно-образовательного процесса в нашем регионе была создана программа действий, предполагающая совместные усилия вузов города. С этой целью на базе БГПУ был сформирован межвузовский научно-исследовательский центр для разработки программы развития образования и культуры Амурской области.

С 1993 г. в системе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию получило широкое распространение выделения госбюджетных средств в виде грантов. Такое распределение госбюджетных ассигнований обеспечило финансирование малых научных групп, выполняющих перспективные фундаментальные исследования, в частности, по химии и экологии Амурской области.

В БГПУ продолжает действовать сложившаяся система научного творчества молодежи, НСО (научное студенческое общество).

Координирует научно-исследовательскую работу студентов совет НСО, в него входят представители всех факультетов университета. Научными руководителями студентов являются преподаватели 34 кафедр, при которых создаются различные кружки и научно-исследовательские группы. В их работе принимают активное участие принимает более 1200 студентов. Заметно активизировало научную деятельность студентов введение дипломных работ для выпускников вуза, участие студентов в проектах-конкурсах. Данные работы являются результатом исследовательской деятельности каждого студента в период его учебы. Итоги исследований обобщаются под руководством преподавателей на выпускном курсе. Новым явлением стало привлечение к научной работе студентов-заочников, имеющих определенный опыт работы в школе и на производстве, что позволяет проводить более конкретные исследования, связанные с современным состоянием образования, вовлекать в научно-исследовательскую деятельность школьников города и области, лицеистов, будущих студентов вуза.

Основными формами привлечения студентов к научно-исследовательской работе в настоящее время являются: предметные олимпиады, конкурсы по специальностям, УИРС, научно-исследовательская работа студентов в лабораториях.

Итоговыми результатами научной работы студентов в БГПУ являются доклады на студенческих научно-практических конференциях, представление работ на конкурс грантов, на соискание дипломов и денежных премий, на региональные и всероссийские конференции и конкурсы. За заслуги в сфере высшего профессионального образования в России Министерство образования в феврале 1999 г. наградило ректора БГПУ В.М. Ступникова знаком "Почетный работник высшего профессионального образования России", а в марте 1999 г. Президент Российской Федерации наградил его медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

В апреле 1999 г. в связи с семидесятилетием и истечением полномочий ректор В.М. Ступников подписал приказ о назначении выборов нового ректора БГПУ.

На конференции преподавателей, сотрудников и студентов ректором университета был избран Александр Ильич Клинков, проректор по научной работе. Была изменена структура ректората: первым проректором был назначен Ю.В. Малиновский (проректор по ОЗО), проректором по учебно-воспитательной работе - Ю.П. Сергиенко (проректор по экономическим вопросам), проректором по науке - Т.Д. Каргина (зав. кафедрой французского языка), проректором по АХЧ остался П.А. Лесик.

Коллектив университета приступил к непосредственной подготовке к Государственной аттестации и определению путей дальнейшего развития БГПУ. В связи со скоропостижной смертью в августе 1999 г. А.И. Клинкова были проведены выборы ректора университета в ноябре того же года. На должность ректора БГПУ был избран Юрий Павлович Сергиенко.

Весь 1999/2000 учебный год проходил под знаком предстоящей комплексной проверки деятельности вуза комиссией Министерства образования Российской Федерации. На факультетах и кафедрах перерабатывались и обновлялись учебные программы, методические пособия, дидактические материалы. Во втором семестре были проведены контрольные срезы знаний студентов и подготовлены материалы самоаттестации. Продолжалась компьютеризация университетских подразделений, оснащение их копировальной техникой и учебным оборудованием. Так, на 1 июля 2000 г. парк индивидуальных компьютеров составлял более 150 единиц.

С учетом новых нормативных документов по высшему образованию разработаны и утверждены на Совете университета: правила внутреннего распорядка, положения о структурных подразделениях университета и их руководителях, о формах учебного процесса, должностные обязанности профессорско-преподавательского состава и т.д. Созданная нормативная база упорядочивает функционирование вуза.

Большое внимание по-прежнему уделялось подготовке дипломированных специалистов. В аспирантуры различных высших учебных заведений страны было направлено 33 молодых преподавателя, 5 человек успешно защитили кандидатские диссертации, а еще четверо стали докторами наук: А.И. Донченко (кафедра всемирной истории), С.В. Барышников (кафедра теоретической физики), Е.Н. Михайлова (кафедра французского языка), Р.П. Денисов (кафедра педагогики и психологии). Всего в настоящее время через аспирантуру и докторантуру проходит обучение более 90 работников БГПУ.

В 2000 году в высшей школе России начато внедрение новых образовательных стандартов, поэтому коллектив университета активно включился в разработку новых учебных планов и программ.

Плодотворная работа ряда преподавателей и сотрудников университета в текущем учебном году была отмечена государственными и ведомственными наградами. Звания "Заслуженный работник высшей школы" удостоены В.Б. Карацуба, Ю.П. Сергиенко, Н.А. Шиндялов, М.С. Юсупова, Ю.А. Лысов, О.Н. Щербань, В.И. Себин; знаком "Почетный работник высшей школы" награждена Г.С. Саяпина, более 30 человек награждены почетными грамотами Министерства образования, а тридцати двум работникам Министерства образования объявлена благодарность.

Сегодня, имея высококвалифицированных преподавателей, Благовещенский государственный педагогический университет успешно продолжает подготовку учительских кадров для школ Амурской области, открывает новые педагогические специальности, совершенствует довузовскую и послевузовскую подготовку, развивает учебно-материальную базу, сохраняет и преумножает свои богатые традиции.