ПЕДИНСТИТУТ - 60-70-е ГОДЫ

Конец 50-х - начало 60-х годов для советского народа стали временем новых инициатив реформ и преобразований. XXI - ХХII съезды КПСС наметили большую программу социально-экономических преобразований социалистического общества в коммунистическое. И хотя величественная программа оказалась надуманной утопией, но это обнаружилось позднее. А в то время программные установки партии были встречены с верой в их осуществимость.

С ориентацией на эти коммунистические идеалы были намечены и важные шаги в сфере народного образования - переход ко всеобщему обязательному среднему образованию, развертывание по всем направлениям научно-технической революции, повышение уровня воспитательной работы на основе "морального кодекса строителя коммунизма", техническое переоснащение учебного процесса. Все это неизбежно потребовало существенных преобразований в учебном процессе и всестороннего совершенствования работы в педагогических вузах.

В 1959 - 1960 гг. в СССР была проведена перестройка управления вузами, техникумами и училищами. В марте 1961 г. Совет Министров СССР утвердил новое положение о высших учебных заведениях, затем были утверждены положения о советах институтов, факультетах и кафедрах.

Развернутый план работы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в педагогических вузах был намечен в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами" (1961 г.).

В совершенствовании работы педвузов большую роль сыграли постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов" (1963 г.), "О дальнейшем развитии научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях" (1964 г.), "О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием страны" (1966 г.), "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы" (1966 г.) и другие.

Эти программные документы партии и правительства стали основой совершенствования работы педвузов, в том числе и Благовещенского педагогического института в 60-е годы.

Руководство института (ректоры Ф.А. Цвид, с 1970 г. - Ю.И. Овцин), партийная и профсоюзная организации, весь профессорско-преподавательский коллектив направляли свои усилия на претворение в жизнь решений партии и правительства.

Работа института стала более эффективной, хотя начало 60-х годов ознаменовалось тяжелыми испытаниями: в ноябре 1960 г. в результате неисправности электропроводки сгорел главный учебный корпус. В огне погибло значительное количество учебного оборудования, пособий, литературы. Но самоотверженными усилиями студентов и преподавателей главное удалось спасти: фундаментальную библиотеку, оборудование важнейших кабинетов, дорогостоящие приборы и пособия по физическим и математическим дисциплинам. В течение двух лет учебные занятия приходилось вести в основном в вечернее время, в помещениях средних школ и других учебных заведений города. Но эти испытания были выдержаны с честью. Весь коллектив работал как никогда слаженно, организованно и напряженно. Трудности не снизили успеваемости, не приостановили научную работу. Под руководством партийной организации коллектив института не только обеспечил выполнение учебных планов и программ, но и принял самое активное участие в восстановительных работах, в сооружении двух новых учебных зданий и общежития.

В сентябре 1962 г. был восстановлен в реконструированном виде главный корпус и построено новое здание по ул. Ленина. В сентябре 1964 г. начались занятия в новом - третьем - учебном корпусе. Институт стал намного больше, похорошел.

Капитальное и хозяйственное строительство осуществлялось при деятельном участии всего студенческого и преподавательского коллектива, активной помощи местных партийных и советских организаций, Министерства просвещения РСФСР.

Если институт смог быстро преодолеть последствия пожара, нормально функционировать, разместившись в новых учебных корпусах, то в этом он обязан в значительной степени ректору института Ф.А. Цвиду. Выпускник Благовещенского пединститута, награжденный орденом "Знак Почета", значком "Отличник народного просвещения", Ф.А. Цвид в течение 14 лет возглавлял институт. Последовательное совершенствование учебного процесса, воспитание студентов, подготовки научно-педагогических кадров, плодотворное развитие института во второй половине 50-х - 60-х годах неразрывно связаны с работой Ф.А. Цвида на посту ректора. Его деятельными помощниками были проректоры Е.П. Сычевский, Н.К. Щульман, В.М. Ступников.

Несмотря на все трудности, институт рос и успешно развивался. В 1967 г. на основании решения Министерства просвещения РСФСР был открыт еще один факультет - педагогики и методики начального обучения, видную роль в организации которого сыграла Валерия Васильевна Соколова, возглавлявшая факультет в первые, самые трудные годы его становления. Несколько расширен был прием и на другие факультеты. Начиная с 1967 г. ежегодный прием в институт на стационар составлял 700 человек и на заочное отделение - 400.

К 1 сентября 1967 г. на всех шести факультетах (историко-филологическом, физико-математическом, естественно-географическом, факультете иностранных языков, физического воспитания, педагогики и методики начального обучения) обучалось 2532 студента, на заочном отделении - 1037 студентов. Преподавательский коллектив вырос до 265 человек. В их числе были опытные педагоги Е.П. Андреева, М.Г. Гарина, Е.В. Журбенко, И.Н. Кацаурова, С.Н. Кононенко, К.А. Малахова, Н.И. Сопот, Н.С. Спиридонова (Ломакина), П.Ф. Сычевский, И.А. Стрелец, М.Ф. Филатов и др. Много внимания уделялось дальнейшему комплектованию педагогических кадров. В институт направлялись работники по путевкам Министерства просвещения РСФСР, проводились конкурсы. Но с конца 50-х годов главный упор был сделан на подготовку собственных кадров. Кафедры отбирали студентов для работы в вузе в качестве ассистентов, а также готовили и направляли в целевую аспирантуру учителей, проявляющих интерес к научно-преподавательской работе. С 1960 по 1967 гг. через все виды целевой аспирантуры по путевкам института прошло 70 человек. В конце 60-х годов в аспирантуре обучалось еще 36 человек. Защитили докторские диссертации Я.С. Бугров, А.Н. Алексеев, кандидатские - Н.Г. Бакулина, А.Я. Быстрова, Б.А. Лебедев, Ж.З. Перова, Н.П. Шенкевец, М.С. Юсупова, Н.А. Шиндялов, В.М. Ступников, Л.В. Шабанов. На основании опубликованных работ ученое звание профессора было присвоено И.Я. Дьякову. В 1971 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук.

В 1965 г. открывается аспирантура при кафедре математического анализа, которую возглавил профессор Я.С. Бугров, в 1967 г. - при кафедре по педагогики, руководитель - профессор А.Н. Алексеев (закрыта в конце 60-х годов в связи с выездом руководителя).

В 60-е годы проведено дальнейшее совершенствование структуры факультетов: на естественно-географическом факультете и факультете иностранных языков было сохранено обучение по программе подготовки учителей широкого профиля (географии и биологии, биологии и химии, английского и немецкого, немецкого и английского, французского и немецкого языков) с пятилетним сроком обучения, на всех остальных факультетах введено однопрофильное, с четырехлетним сроком.

Несколько изменена была сетка часов и система изучения общественных дисциплин - истории КПСС, философии, политэкономии, с 1963 г. введено изучение курса научного коммунизма. Это нашло отражение в разделении кафедры марксизма-ленинизма на две: философии (зав. кафедрой профессор И.Я. Дьяков) и истории КПСС, политэкономии и научного коммунизма (зав. кафедрой доцент Н.А. Шиндялов).

В эти же годы значительному совершенствованию подверглись учебные планы и программы. В частности, вводилось изучение основ научного атеизма, марксистско-ленинской этики и эстетики. На всех первых курсах с начала 70-х годов стала преподаваться возрастная физиология, на четвертых курсах - педагогическая и возрастная психология. Вводились дисциплины, связанные с научно-техническим прогрессом в СССР (в частности, на физико-математическом факультете - математическая логика, вычислительные машины и программирование). Содержание специальных дисциплин было приближено к содержанию школьных программ. Широкое применение получили спецкурсы и спецсеминары, углубляющие общепедагогическую и специальную подготовку, студентов. В общих и специальных курсах по истории СССР значительное место уделялось краеведческой тематике, вопросам культуры в разные периоды развития нашего общества и государства. Все шире вводилось в учебный процесс проблемное изложение лекционного материала. Совершенствовалась система контроля за самостоятельной работой студентов.

Заметно возрос уровень внеаудиторной воспитательной работы среди студентов, в частности, активизировалась идеологическая и организаторская деятельность партийной, профсоюзной и комсомольской организаций, повысилась руководящая роль кураторов студенческих, академических групп. Развернулась система общественно-политической практики студентов, призванная формировать у них навыки организаторской и воспитательной работы среди населения. Функционируют различные клубы, в том числе педагогический. С 1963 г. действует факультет общественных профессий (с 11 отделениями), готовящий студентов к внеклассной и внешкольной работе со школьниками и к пропагандистской работе среди населения. Эти и другие меры означают осуществление на практике комплексного подхода к воспитательной работе среди студентов.

Активизировалась работа кафедр по воспитанию студентов в духе высоких нравственных коммунистических идеалов и выработке активной жизненной позиции. Содержательнее стала профессионально-ориентационная работа. В основном учебные занятия обеспечивали формирование профессиональных, умений и навыков, теснее стали связи со школами и органами народного образования. Кафедры института принимали участие в научно-практических конференциях, различного рода семинарах, курсах и слетах молодых учителей.

Заметно расширилась издательская деятельность. Так, в 1963 г. институт издал сборник статей "В помощь молодому учителю", второй такой сборник выпущен в 1967 г. как девятый выпуск "Ученых записок" института. В 1966 г. опубликован сборник "Живое слово учителя на уроках русского языка" (также на правах "Ученых записок" института). Были изданы книги Ф.А. Цвида "Элементы номографии в курсе математики средней школы", А.В. Лосева "Приамурье в художественной литературе", позднее - Н.А. Шиндялова "Октябрь на Амуре", учебные пособия для школьников: "Амурская область" Н.К. Шульмана - по географии, "Амурская область прежде и теперь" Е.П. Сычевского - по истории. Активную роль преподаватели института сыграли в подготовке книг "Амурская область (природа, история, экономика, культура)", "Географический словарь Амурской области" (два издания).

Рос институт, развивалась и крепла его материальная база, возникали новые и совершенствовались ранее существовавшие лаборатории. К концу 60-х гг. в институте функционировало 39 кабинетов и лабораторий, среди них немало специализированных. Были созданы фонокабинеты для студентов факультета иностранных языков, значительно пополнилась научной и учебной литературой библиотека.

В 60-х и первой половине 70-х годов заметно повысился уровень всех видов работы, коллектив института добился улучшения качества подготовки специалистов для народного образования.

Содержательнее и насыщеннее стала общественная жизнь в институте, широкий размах получила художественная самодеятельность, физкультурно-оздоровительная работа. И студенты, и преподаватели активно включались в сдачу норм ГТО. По итогам смотра художественной самодеятельности коллектив института, как правило, выходил на первые места. Высоких результатов добились спортсмены.

Жизнь института стала насыщеннее и разнообразнее. Улучшились жилищно-бытовые условия: вступили в строй два новых общежития для студентов, преподаватели получили два жилых дома. Институт, набирая силу, уверенно шел вперед.

В 1970 году Ф.А. Цвид ушел на пенсию. Ректором Благовещенского пединститута был назначен выпускник пединститута кандидат исторических наук Юрий Иванович Овцин.

В 70-е годы в основном сохранилась сложившаяся структура института - 6 факультетов, с той же номенклатурой специальностей и кафедр, но на физико-математическом факультете сроки обучения были изменены: сделан переход на подготовку специалистов широкого профиля (физиков-математиков и математиков-физиков). В 1979 г. при факультете физического воспитания было открыто отделение начального военного обучения и физического воспитания (набор 50 студентов).

С 1970 г. при институте было открыто подготовительное отделение с ежегодным набором на него 130 человек. Через подготовительное отделение широко стала привлекаться для поступления в институт рабочая и сельская молодежь, демобилизованные воины.

В 70-е годы через институт и факультеты повышения квалификации ежегодно проходило переподготовку 30 - 40 человек, а всего было переподготовлено 150 человек. С 10 до 58 увеличилось количество преподавателей, прикрепленных к кафедрам центральных вузов для стажирования. Ежегодно кафедры направляли в аспирантуру 6 - 8 человек. Через очные и заочные аспирантуры за 1976 - 1979 годы было подготовлено около 30 кандидатов наук, в том числе Вик. М. Ступников, Р.П. Денисов, Т.Н. Телюк, О.Н. Щербань, Л.П. Лобач, Г.В. Никитин, А.П. Герасименко, Т.Г. Наделяева, И.Г. Тихая-Тищенко, А.Д. Кочегарова, Б.И. Стрелец, А.В. Махниборода, Т.В. Махниборода, Н.И. Дарьин и другие. Процент дипломированных преподавателей возрос с 21% в 1976 году до 27% в 1980 г.

В эти годы улучшилось материально-техническое оснащение института. Кабинеты и лаборатории пополнялись новыми приборами и аппаратурой, что создавало благоприятные возможности для проведения научных исследований преподавателями и студентами. Учебного оборудования было приобретено в общей сложности почти на 300 тысяч рублей.

Были оборудованы и хорошо оснащены техническими средствами обучения учебные кабинеты школьного типа: русского языка, истории, биологии, географии, физики, начальных классов. На факультете иностранных языков в строй вошли, кроме ранее оборудованного фонокласса, четыре новых фонокабинета школьного типа.

В целом институт усилил внимание к профессиональной подготовке будущих учителей. Это нашло отражение в работе ректората, деканатов, кафедр. Совет института и советы факультетов систематически рассматривали вопросы совершенствования обучения и воспитания студентов: "Организация самостоятельной работы студентов", "Качество психолого-педагогической подготовки будущих учителей", "О подготовке студентов к работе в школе в условиях кабинетной системы обучения", "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов" и др.

Заметную роль в улучшении преподавания стали играть институтская и факультетские методические комиссии. Начиная с 1973/74 учебного года ежегодно проводились общеинститутские конференции по актуальным вопросам вузовской методики: "О профессионально-педагогической направленности преподавания всех дисциплин в педвузе", "ТСО в учебном процессе", "Учебно-исследовательская работа студентов как одна из форм активизации учебного процесса в высшей школе". Факультетские методические комиссии, кафедральные методические секции содействовали внедрению в учебный процесс новейших достижений вузовской методики, обобщали и распространяли передовой опыт лучших преподавателей института.

С 1975/76 учебного года в институте начал действовать семинар для молодых преподавателей по проблеме "Педагогика высшей школы".

В 70-е годы для института характерно общее усиление профессионально-педагогической направленности преподавания всех дисциплин, установление межпредметных связей, внедрение проблемного метода обучения, более интенсивное использование ТСО, а также введение в учебный процесс элементов исследовательской работы. Это нашло отражение и в проведении спецкурсов, спецсеминаров, спецпрактикумов, факультативов, которые приобрели по преимуществу профессионально-педагогический характер. Их тематика была максимально приближена к школе: "Методика работы классного руководителя", "Работа со слабо успевающими школьниками", "Педагогические основы школьных производственных бригад", "Внеклассная работа по иностранным языкам", "Электроника в физическом кабинете средней школы". Некоторые выпускники стали готовить дипломные работы. Они выполнялись по теоретической и общей физике, английской филологии, химии, педагогике и методике начального обучения, педагогике и психологии.

Больше внимания стало уделяться совершенствованию организации самостоятельной работы студентов и контроля за нею. С 1975/76 учебного года в институте введена обязательная аттестация студентов по текущей успеваемости (один раз в семестр). Активизировалась работа курсовых комиссий.

В эти же годы была частично реорганизована педагогическая практика: ежегодно до 50 - 60% студентов выпускных курсов стали проходить педпрактику в сельских школах.

Все это обеспечило совершенствование подготовки будущего учителя. Выше стал уровень педагогического мастерства профессорско-преподавательского коллектива, разнообразнее формы и методы учебной работы.

Важную роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса сыграли деканы факультетов Г.Ф. Аленишкин, Т.Д. Башмакова, С.Г. Бугрименко, Ю.А. Лысов, А.В. Хван, Т.Д. Хехнева. На высоком идейно-методическом уровне обеспечивали учебный процесс преподаватели А.И. Денисов, Н.Д. Непомнящая, Г.С. Саяпина, В.М. Шенкевец, С.А. Шубинская, Н.И. Сердюкова, С.В. Ланкин, Н.И. Строганова, Р.В. Барзанова, Т.И. Петренко, А.Я. Охотникова, В.П. Нейман, В.Л Фраер, Н.Т. Косицына, Л.П. Кульберг и многие другие.

Активизировалась самостоятельная работа студентов. Повысился уровень успеваемости: по итогам 1978/79 учебного года успеваемость составила 97,2%, а 171 студент сдал экзамены только на "отлично" (в 1973/74 учебном году таких было 120). Студентам-отличникам, активно участвующим в общественной работе, были назначены стипендии имени В.И. Ленина и имени М.И. Калинина (Е. Тозонова, Н. Кочергина, Т. Макарова, Л. Скоморошко и др.).

Значительно активизировалась работа Совета кафедр общественных наук, который стал постоянно действующим органом, обеспечивающим координацию политико-воспитательных мероприятии различных подразделений института: кафедр общественных наук, кабинета марксизма-ленинизма, комитета комсомола и других.

Составной частью политико-воспитательной работы стала общественно-политическая практика (ОПП), введенная в институте с 1972 г. ОПП стала средством развития общественно-политической активности студентов и подготовки их к ведению разнообразной политико-воспитательной и культурно-массовой работы после окончания института.

Ежегодно в среднем 90% студентов стали выполнять обязательное постоянное поручение, выступали с лекциями до 800 - 900 студентов, читая ежегодно до 1500 - 2500 лекций, в среднем 50 - 60 студентов работали агитаторами, до 500 человек проводили политинформации в группах, 600 - 900 человек участвовали в художественной самодеятельности, столько же вели разнообразную шефскую работу.

В годы десятой пятилетки наметилось упорядочение, активизация и повышение эффективности научной работы как преподавателей, так и студентов. От десятков разобщенных и дробных тем был сделан переход к комплексной коллективной разработке нескольких принципиально важных научных проблем. В эти годы внимание большинства преподавателей было сосредоточено на разработке таких важнейших комплексных тем, как "Природа Верхнего Приамурья", "Человек и природа центрального БАМа", более половины преподавателей были нацелены на разработку проблемы "Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе", многие включились в исследование профориентационной работы в школе.

Впервые членами коллектива института были начаты разработки хоздоговорных тем: "Влияние предпосевной обработки семян постоянным магнитным полем на некоторые особенности прорастания сои" (руководитель коллектива В.М. Манохин); "Изучение закономерностей распределения ароматических углеводородов в различных комплексах пород Приамурья" (руководитель Л.П. Карацуба); "Исследование закономерности расселения трудящихся Благовещенска относительно мест приложения труда" (руководитель Б.И. Стрелец).

Об активизации научно-исследовательской работы свидетельствует то, что научными и научно-методическими проблемами стали заниматься более двух третей преподавательского коллектива, ежегодно в различных издательствах публиковалось от 50 до 60 монографий, брошюр и статей, учебно-методических пособий. Значительно активизировалась и научно-исследовательская работа студентов. Подавляющее большинство студентов включилось в самостоятельную разработку различных тем, готовило рефераты и доклады, участвовало в разработке кафедральных научных проблем. Более 1500 студентов стали участниками студенческих научных кружков. Ежегодно в итоговых научных конференциях участвовало около 350 студентов. Как правило, до 50 студенческих работ представлялось на итоговые межвузовские, зональные конкурсы, проходило на заключительные республиканские и союзные туры конкурса.

В своей работе по оказанию помощи школе кафедры исходили из актуальных задач воспитания школьников, выдвинутых XXV съездом, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду".

Так, в течение ряда лет преподаватели кафедры педагогики и психологии совместно с облоно и ИУУ работали над проблемой развития познавательной активности учащихся. Доценты В.В. Белоглазов, Л.А. Ступникова, Т.В. Груздева изучали проблемы эстетического воспитания школьников на уроках и во внеучебное время. Старший преподаватель Н.И. Сердюкова с активом учителей школ Благовещенска, Белогорска, Райчихинска провела научно-исследовательскую работу по профессиональной ориентации школьников. Большую помощь учителям школ Благовещенска оказывал семинар классных руководителей, работавщий по проблеме "Комплексный подход к планированию и организации воспитательной работы". Ежегодно преподаватели кафедры разрабатывают большое количество программ конференций, схем научного анализа уроков, бесед, пионерских сборов, принципов планирования различной работы, которыми руководствуются все работники школ и органов народного образования.

Большая работа по повышению профессиональной квалификации учителей через систему курсов, семинаров ведется и другими кафедрами института. Так, в 1977/78 учебном году в соответствии с планами института усовершенствования учителей, было проведено занятий с учителями: кафедрой истории - 200 часов, русского языка - 246, химии - 256, педагогики и методики начального обучения - 141 и т. д. Значительную помощь в повышении идейного уровня учителей, методологического уровня уроков оказывали кафедры общественных наук, активно участвующие в курсах повышения квалификации, семинарах учителей в подшефных районах и т. д. Одно из главных требований в этой работе - осуществление единства теоретической и методической подготовки учителей.

Эффективным средством расширения связей института с сельской школой явилось закрепление за кафедрами школ подшефных районов. Преподаватели проводили в районах научно-методические семинары, оказывали разнообразную практическую помощь школам, участвовали в комиссиях по проверке учебно-воспитательной работы школ, вели профориентационную работу среди учащихся. Вся эта работа планировалась кафедрами совместно с районными отделами народного образования и в соответствии с потребностями школ. В 1977/78 учебном году с учителями подшефных районов было проведено 40 семинаров, прочитано около 100 лекций для учащихся по различным вопросам современной научной и общественно-политической жизни, о профессиональной ориентации, в частности педагогической.

Существенную помощь оказывали кафедры института школам области различными методическими пособиями, средствами наглядности. В 1977/78 учебном году кафедра педагогики передала учителям сельских школ 415 методических разработок классных и школьных мероприятий, бесед с родителями. Кафедры факультета иностранных языков в 1977 - 1979 гг. для учителей подшефных районов отправили библиотеки для внеклассного чтения, раздаточный материал по устной речи и грамматике, магнитофонные записи, рекомендации по составлению тематических и поурочных планов, разработки по разговорным и лексическим темам - "Ударные стройки пятилетки", "Новая Конституция СССР", "Год ребенка", "Олимпиада-80" и т.д., разработки "недели английского языка" и других внеклассных мероприятий.

Другие кафедры ежегодно передавали школам физические приборы, химические реактивы, образцы минералов, математические таблицы, графики, тексты лекций по литературе, разработки внеклассных мероприятий по предметам и т. д. Эта помощь школам приобретала особое значение в связи с переходом на кабинетную систему обучения, при которой возрастала роль наглядных пособий.

Ряд кафедр оказал помощь школам в оборудовании кабинетов: истории - в Новопетровской СШ Благовещенского района и Экимчанской СШ Селемджинского района, русского языка - в СШ № 1 и немецкого языка - в СШ № 17 г. Благовещенска.

Поддерживая связь с сельской школой, кафедры уделяли внимание молодым учителям - выпускникам института: изучали качество их работы, степень подготовленности, организацию стажировки.

Успех подготовки учительских кадров во многом зависит от совершенствования системы комплектования контингента студентов. Ежегодно в институте проводились дни открытых дверей. Все специальные кафедры организовали заочные курсы для желающих поступить в институт. Они функционировали в марте - мае, каждому будущему абитуриенту высылалось по 2 -3 задания. Многие абитуриенты ежегодно становятся слушателями очных десятидневных подготовительных курсов, где читались лекции по всем предметам вступительных экзаменов.

Эффективной формой педагогической профориентации учащихся стали школы юного педагога, лингвиста, химика и др. Так, в 1976 г. по инициативе кафедры общей физики в Селемджинском районе была организована школа юного педагога. Слушателями ее стали старшеклассники Экимчанской, Токурской, Коболдинской, Февральской, Ивановской средних школ, проявивших интерес к педагогической профессии. В 1978 г. кафедра организовала такую же школу на базе Серышевской средней школы, в которой занимаются учащиеся Серышевского и Мазановского районов. Программа, рассчитанная на два года, включала вопросы педагогики и психологии, наиболее трудные и интересные проблемы физики и математики, разнообразные формы работы - лекции, лабораторные занятия, решение задач, подготовку учащимися рефератов, воспитывала у них интерес к занятиям, к работе учителя.

Выявлению и развитию способностей в области математики, физики, химии, биологии, педагогической профориентации школьников способствовали и такие формы работы, как ежегодно проводимые олимпиады, слеты участников школьных лесничеств и т.д., в которых активное участие принимали преподаватели различных кафедр института.

К работе с учащимися активно привлекались студенты. Они оказывали помощь в создании наглядных пособий, оформлении кабинетов, проводили большую внеклассную работу с учащимися: кружки, предметные вечера, беседы, выступления агитколлективов. Не прекращалась эта работа и в период третьего трудового семестра, когда бойцы ССО в местах дислокации отрядов помогали в ремонте школы, в оборудовании спортивных и географических площадок, вели работу с трудновоспитуемыми подростками, включая их в состав отрядов.

Все это приобщало студентов к жизни школы, помогало им вырабатывать профессиональные педагогические навыки, способствовало подготовке квалифицированных учительских кадров.

Шире развернулась физкультурно-оздоровительная работа, спорт. Студенты института - неоднократные победители многих соревнований, городских и областных, зональных и республиканских, - высоко подняли спортивный авторитет института. Студенты В.А. Тулупов, В.А. Кушнарев стали победителями международных соревнований, В.А. Каныгин и А.А. Белоглазов - чемпионами мира. За годы десятой пятилетки из студентов института было подготовлено 4 мастера спорта, 16 кандидатов в мастера спорта, 286 перворазрядников, свыше четырех тысяч спортсменов второго разряда, значкистов ГТО, судей по различным видам спорта и общественных инструкторов по спорту.